47 Прямая перспектива – способ изображения протяжённых предметов, при котором
по мере удаления от зрителя их линейные размеры прогрессивно уменьшаются, а при
обратной перспективе – наоборот, увеличиваются.
Все эти «странности» не воспринимались верующими как искажение пространства,
потому что «мир видится здесь… с единой точки зрения художника-творца, то есть как
исполнение замысла Творца о твари» 48 . В этом мире господствует иное измерение.
Г)
Показ на одной плоскости двух разных пространств: реального и
мистического
. В этом случае одна часть иконы передавала облик обычного пространства, а
другая – мистического. Они разделялись чёткой границей (линией или непрерывным рядом
ангелов) и различным цветом (мистическое – тёмно-синим, вишнёвым, красным, белым).
Данный приём использовался для того, чтобы подчеркнуть характер взаимодействия
двух миров: для земных персонажей Бог не видим, они связаны с ним лишь мысленно.
Д)
Разномасштабность
фигур
.
Размеры
святых
определялись
не
их
пространственным положением, а религиозным значением: главных персонажей изограф
делал намного больше второстепенных. Если фигуры могли заслонить собой других
участников события, то они уменьшались. Здание могло быть меньше человека, потому что
оно менее значимо.
Е)
Развёртывание композиции не вглубь, а ввысь.
Поскольку икона не передавала
большой глубины пространства, то художник перемещал предметы заднего плана наверх,
вынося их на переднюю линию.
4
. В иконографии весьма специфично передавалось
время
. Иконописец
совмещал
на одной доске
события
, происходившие в разное время и в разных местах. Он
рисовал одного и того же персонажа не только в различные моменты его жизни, но и после
смерти. С точки зрения средневековых представлений о «вечном» мире временная
последовательность событий не имела значения, все они происходили сразу.
В вечном, неизменном мире время не властно над небожителями. Поэтому все святые
изображались, как правило,
в одной возрастной
поре.
______________________________________________
45 Лазарев В.Н. Византийская живопись.- М., 1971.- С.35.
Даже младенец на руках Богоматери похож на взрослого человека с глазами,
наполненными жизненной мудростью, поскольку возраст Иисуса принято исчислять 33
годами, с момента начала его высшего служения людям.
5.
На иконе отсутствовал внешний источник света. Свет солнца необходим для
видения предметов реального мира. Но в мире сверхреальном источником света является
Иисус Христос. От него исходит
Фаворский (божественный) свет
– это божественная
энергия, преобразующая мир и человека. Она обоживает всё человеческое естество, его
духовную и телесную структуру, и делает его сродни Богу, так что человеческое тело
начинает излучать видимое сияние. Однако этот свет открывается не каждому, и сходит
только на тех, кто изменяется к лучшему и познаёт абсолютную истину. Свет исходит от
ликов и фигур святых, из глубины их, как символ святости. Можно сказать, что свет есть
главное смысловое содержание иконы. Значение символа света не зависит от цвета фона:
наиболее адекватный вариант – золото, но может быть и красочный свет-фон.
6
. На иконе
нет теней
; их не может быть в бесплотном мире – царстве Света.
7.
Нематериальный мир изображался условными
символами.
Нимб
вокруг головы святого – это слияние Света и Славы Божией. В нимбе Спаса
иногда ставили греческие буквы, означавшие слово «Сущий», а над головой Марии –
«Матерь Бога» или «Божья Матерь».