Принятие
христианства
способствовало
укреплению,
консолидациии
и
стремительному расцвету Древнерусского государства, поставило его на один уровень со
всем цивилизованным миром. Усилилась великокняжеская власть, освящённая идеей её
божественного происхождения. Произошли изменения в социальной жизни: ушли в прошлое
многожёнство, человеческие жертвоприношения, элементы рабского труда и другие
жестокие обычаи. На Руси постепенно складывалась новая, высокая культура, обогащённая
многими достижениями мировой культуры. В стране получили распространение
письменность и грамотность, появились писаные законы и культовая художественная
культура.
______________________________________________
32 См.: Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры.- М., 1997.- С.89-103.
Подробнее о византийском влиянии на Русь см.: Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История
русской культуры.- М., 2002.- Ч.1.- С.53-56.
33 Экономцев И.Н. Православие, Византия, Россия.- М., 1992.- С.37.
СВОЕОБРАЗИЕ ЦЕРКОВНОГО ИСКУССТВА
Художественная культура Древней Руси представляла собой своеобразный синтез
славянской картины мира, византийского религиозно-философского мышления, а также
православного миропонимания, культа и церковного искусства.
Церковное искусство было включено в систему религиозного культа и выполняло в
ней определённые функции. Как пишет известный культуролог П.Сорокин, тема этого
искусства – «сверхчувственное царство Бога. Её герои – Бог и другие божества, ангелы,
святые и грешники, душа, а также тайны мироздания, воплощения, искупления, распятия,
спасения и другие трансцендентальные (т.е. переходящие границы земного
– авт
.) события.
Искусство вдоль и поперёк религиозно. Оно мало уделяет внимания личности, предметам и
событиям чувственного, эмпирического мира. Поэтому нельзя найти какого-либо реального
пейзажа, жанра, портрета. Ибо цель не развлекать, а приблизить верующего к Богу. Как
таковое, искусство священно как по содержанию, так и по форме. Оно не допускает и толики
чувственности, эротики, сатиры, комедии, фарса. Эмоциональный тон искусства –
религиозный, благочестивый, эфирный, аскетичный» 34 .
Культовое искусство религиозно не только по своей идейной направленности, но ещё
в специфическом, функциональном смысле, так как являлось объектом поклонения (икона)
или средством реализации культовых действий (пение хора). Таким образом, оно выполняло
две функции: первая – укрепление и усиление религиозных верований; вторая – эстетическая,
призванная вызывать у людей эстетические чувства и суждения.
Христианство было воспринято на Руси прежде всего и глубже всего на уровне
художественно-эстетического сознания и через него шло усвоение философско-религиозных
идей. Люди оказались более чувствительны к художественной культуре, открывшей им
неизвестный мир. В свете нового миропонимания христианин иначе, чем язычник, увидел и
мир природы, и самого человека, их взаимоотношения. В языческие времена человек не
вычленял себя из природы и не осознавал своей личности, ценности своего бытия,
фаталистично подчиняясь гармонии Космоса и устанавливая чисто прагматические
отношения с богами.