Стр. 45 - 2

Упрощенная HTML-версия

30 См.: Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси.- М., 1993.- С.22-23.
По существующему в литературе мнению в 860-е годы киевские князья Дир и Аскольд
впервые приняли христианство в качестве государственной религии. Вторжение варягов-
язычников во главе с Олегом оттеснило эту веру, но не уничтожило её. В 955 г. крестилась
киевская княгиня Ольга, во время правления которой в разных древнерусских городах
существовали маленькие христианские общины. Уже в первой половине Х в. в Киеве была
построена церковь Святого Ильи, имевшая статус соборной, а это значит, что были и другие
храмы. Если к тому же учесть тесные связи Руси с Болгарией, принявшей христианство ещё в
864 г., а также миссионерскую деятельность греков и болгар, то станет очевидным
достаточно большой опыт общения русских язычников с восточно-христианским миром.
Таким образом, официальное провозглашение христианства господствующей
религией в 988 г. стало вполне закономерным шагом, освящённым опытом предков.
Однако, надо отметить, что в Х в. шла борьба разных направлений христианства за
приоритет на Руси (византийская, болгарская, корсунская, римская, ирландская церкви) 31 , а
также велась проповедь иудаизма (из Хазарии) и мусульманства (миссионерами-арабами,
волжскими болгарами, из Хорезма и Закавказья).
Почему же русские люди остановили свой выбор на восточной ветви христианства?
Тесно общаясь с Византией, считавшейся совершенным государством,
могущественнейшей и богатейшей державой, Русь хотела стать равновеликой ей, партнёром
и союзником в международных делах. Византия воспринималась как идеал
централизованного иерархического государства и религиозно-культурного устройства, в
отличие от стран, проповедовавших западное христианство, где утверждалось превосходство
Папы над светской властью.
______________________________________________
31 Так, Десятинная церковь (996 г.) – главный храм Киева и государства при
Владимире – отражает заметное западное влияние. Об этом свидетельствуют и архитектура
церкви, и размещённые в ней мощи Климента (ученика апостола Петра), культ которого был
распространён на Западе. При Ярославле же строится по подобию Константинопольского и
становится главным Софийский собор, знаменовавший окончательное утверждение
византийского православия.
Сила византийского христианства состояла в сочетании принципа незыблемости и
безграничности власти, взятого из Библии, с принципом покорности и смирения, взятым из
евангельского учения. Русских самодержцев привлекали в восточном христианстве не только
сакрализация светской власти, канонизация центростремительных и авторитарных
тенденций, но также умелое противодействие социальной борьбе, объявляемой вне
божеского и человеческого закона. Важным было и то, что церковь сохраняла идеалы
первобытного родоплеменного демократизма в духовно-нравственной сфере, соединив их с
идеей соборности – коллективного жизнетворчества и согласия, единодушного участия
верующих в жизни мира и церкви 32 .
Кроме политических факторов важную роль в выборе веры сыграла психология
народа, его представления о мире. «Русские искали благодати и красоты… Столь
свойственное русским образно-символическое восприятие мира, их максимализм, стремление
достигнуть абсолюта, причём сразу, немедленно, одним усилием воли, нашло вдруг
благоприятную почву» в византийском богослужении, дающим «возможность мгновенного…
прорыва к вечности, абсолюту встречи с Богом лицом к лицу» 33 .