Стр. 37 - 2

Упрощенная HTML-версия

путешествии души на тот свет: в третий день ангел приводит душу на первый поклон
Господу. Затем ей показывают райские блаженства. На девятый день - второе поклонение
Богу. Потом в течение тридцати дней душа смотрит на адские мучения и на сороковой день в
третий раз поклоняется Всевышнему. Тогда и решается ее дальнейшая участь, но не
окончательно, а лишь до наступления всеобщего Страшного суда. Обязательны так же
ежегодные поминки. В народе троекратное поминовение связывали с изменением тела
покойника в гробу: в третий день меняется его образ, в девятый распадается тело, в
сороковой истлевает сердце. По народному поверью, на сороковой день душа является в дом
на целые сутки и уходит лишь после «отпуска» ее или «проводин». Если «проводины» не
устроить, то покойник будет мучиться.
В восприятии умершего как источника нечистой, смертельной силы проявлялась
другая сторона отношения к нему. С этим связаны многочисленные очистительные обряды,
сохранившие черты языческой
предохранительной магии
:
– сразу же после смерти закрывать двери, окна, а позднее и зеркала (магический
путь проникновения из иного мира, зазеркалья), чтобы злые чары не вошли в дом;
– омовение тела на соломе у порога избы, против трубы. На атрибуты омовения -
горшок, воду, мыло, гребень - переносилась мертвящая сила, поэтому от них старались
скорее избавиться, иначе покойник будет являться живым;
– изготовление для погребения не настоящей одежды, а шитой на руках,
обязательно держа иголку от себя вперед, иначе покойник опять придет за кем-нибудь;
замена обуви на матерчатую, обвязка онучей иначе, чем у живых;
– запрет выносить сор из избы; если мести пол, то направлять мусор только в
сторону покойника, чтобы другие не умерли;
– вынос тела из дома ногами вперед через дверь или окно, чтобы умерший не
вернулся по своему следу, «заблудился»;
– перенос гроба в рукавицах, на полотенцах, на жердях или носилках -
представления о нечистоте и опасности мертвеца;
– «замещение места» покойного: на мебель, на которой стоял гроб, сразу после его
выноса садятся, а потом эту мебель на некоторое время переворачивают кверху ножками -
препятствие возвращению мертвеца;
– ношение родственниками траурной одежды, т.е. изменение обычного вида с целью
предупреждения возвращения умершего.
В отличие от языческого, в
православном погребальном обряде
выражается горечь
утраты, но нет ощущения трагедии случившегося. Он скорее несет радость от надежды на то,
что душа умершего благочестивого человека попадет в рай и будет молиться там за
оставшихся на земле. Назначение обряда - облегчить душе путь в Царство Небесное, отогнать
от него «нечистую силу», замолить его грехи перед Богом. Этому служит отпущение грехов у
одра умирающего, многочисленные молитвы и чтение Псалтири у гроба и после погребения,
окропление гроба святой водой, обряжение покойника саваном (белым покровом) и
венчиком, вложение в его руки иконы Спасителя или Распятия, пение панихид (молитв об
упокоении души), каждение (окуривание благовониями), отпевание в храме и т.д.
Всем обрядовым действиям придан определенный смысл. Например, вокруг гроба
принято ставить 4 подсвечника со свечами: один у головы, другой у ног и два по обеим
сторонам гроба; в совокупности они изображают крест и символизируют переход усопшего в
Царство истинного света. Перед погребением на умершего возливается елей (оливковое
масло) в знак того, что человек уже окончил свой священный земной путь, старался жить по
образу и заповедям Христа. Затем на тело посыпают пепел из кадильницы как символ того,