Христианская традиция
внесла свои коррективы в свадебный обряд, введя
бракосочетание в церкви. Канонические правила запретили венчание во время постов, в
субботу, накануне великих и храмовых праздников (дабы предпраздничный вечер не
проходил в шумном веселье), во время ряда двунадесятых праздников, по вторникам и
четвергам (накануне постных дней - среды и пятницы). Венчание совпадало с причащением,
к которому невеста и жених готовили себя постом и покаянием. Обязательным был обряд
родительского благословения иконой: Богородицей - девушку, Спасителем или Николаем
Угодником - жениха. Благословенную икону невеста везла с собой в новый дом как
последнее напутствие и родительскую защиту. За поддержкой, защитой и благословением
участники обряда многократно обращались к святым. В свадебном фольклоре часто
встречаются имена Кузьмы-Демьяна - святых бессребреников, покровителей ненарушимости
христианского брака, устроителей супружеской жизни.
Такое же переплетение язычества и христианства отразилось и в
похоронном обряде
.
Расхождение между язычеством и христианством в данном случае состоит в самом
отношении к смерти. В языческом представлении смерть - враждебная сила (соотносилась с
миром иным), неизбежное зло, трагедия, горе, выражавшееся в плаче и причитаниях. Здесь
нельзя было обойтись без помощи богини по гребального плача Кары и богини печали и
тоски Жели. В отношении к умершим проявлялась двойственность. С одной стороны, они -
покровители живых родственников, поэтому с ними нужно обходиться уважительно,
достойно проводить в последний путь,
постаравшись его облегчить, и снабдить
необходимыми для загробной жизни предметами и едой. Эти верования отразились в
следующих действиях:
– приведение в надлежащий вид умершего. У славян известны возрастные отличия в
женском уборе: девочек хоронили с очень скромными украшениями, девушек и молодых
женщин - в богатом подвенечном наряде, пожилых женщин - скромно. В средневековье
хоронили, как правило, в белом (цвет духовной чистоты христианской души);
– изготовление домовины (гроба), подобия настоящего дома или ладьи;
– выставление после смерти чашки с водой для обмывания души;
– выставление стакана воды, накрытого куском хлеба, на окне и рюмки водки с
хлебом сверху на поминальном обеде. Время появления обычая не установлено, но истоки
его, вероятно, - пищевая жертва мертвым или богу;
– плачи и вопли у гроба при выносе тела из дома, а также последнее целование
умершего близкими как дань уважения и любви к покойнику;
– погребение до захода солнца, чтобы оно могло захватить с собой умершего;
– бросание денег в могилу для оплаты перевоза через огненную реку или на
свободный проход по мытарствам (судилищам за грехи);
– поминальная трапеза на погосте, разбрасывание остатков пищи на могиле для
птиц (душ умерших). У язычников этот обычай имел характер ритуальной оргии с пьянством
и эротикой, направленной на то, чтобы облегчить покойнику переход в мир иной и
одновременно нейтрализовать исходящую от него смертоносную силу. Состояние опьянения
(соотносилось со смертью), эротика (элементы антиповедения), тризна (боевые игры,
состязания в честь умершего) имитировали Хаос, смерть и в то же время защищали от
последней;
– соблюдение траура от недели до года и более и проведение поминок -
воспоминаний об умершем, которые как бы воплощали его и делали участником
поминального обряда.
В народе поминки отмечали в день похорон, на третий и шестой дни после смерти -
редко, девятый и двенадцатый - не всегда, сороковой - обязательно, полугодовину и
годовину. Церковь рекомендует поминать трижды в соответствии с верованием о