Стр. 23 - 2

Упрощенная HTML-версия

Ряд мест в Евангелии можно рассматривать как мифологизацию древних ритуалов.
Так, рассказ о крещении Иисуса Иоанном Крестителем по существу есть мифологическое
обоснование практики водяного обрядового очищения; рассказ о тайной вечере -
опоэтизированное и драматизированное описание широко известного древнего обычая
вкушения хлеба и вина.
Однако многие идеи не имели прямых соответствий в языческих представлениях о
мире: ожидание Мессии и его вторичного прихода, самопожертвование во искупление
человеческих грехов, всеобщее воскресение мертвых, линейное время. Народный уклад
постепенно вносил коррективы в каноны официальной религии. К примеру, житейское
сознание воспринимало события «священной истории» вовсе не линейно, а через
возвращающийся цикл постов и праздников, соотнесенный с циклом крестьянских работ
(«Борис и Глеб сеют хлеб», «Илия-пророк на поле копны считает»).
При переводе языков было очень важно установить соответствия между старыми и
новыми персонажами. Такому «переводу» и был подвергнут языческий пантеон. Фигуры
верхних уровней иерархии совпали в новой модели с христианской «верхушкой»:
божественным семейством, ангелами, святыми... 12 Так, образ св. Георгия наложился как на
Перуна-Громовержца, победителя змея, так и на Ярилу, умирающего и воскресающего бога.
Двойственность получил и пророк Илья, отождествленный с Перуном и Велесом и, таким
образом, связанный с небом и землей. Функции Велеса приняли также св. Николай, Власий и
Василий. Богородица и особенно Параскева-Пятница и Анастасия заменили, вероятно,
Мокошь. Некоторые святые получили множественные свойства, как Козьма и Демьян -
покровители охоты, книжной науки, письменности и каллиграфии. Другие приобрели
узкоспециальные функции: Антипа - зубной целитель, Сисиний, Пафнутий и Марой
помогают от лихорадки и т.д. Христос - самая сакральная фигура, может выступать в роли
защитника и покровителя почти всех сфер жизни. Многозначна и роль архангелов.
Низшие духи не получили христианских соответствий, а были все причислены к
«нечистой силе».
Таким образом, народное сознание разделило сферы влияния в новом мире между
христианством и язычеством, причем, чем менее сакральной была сфера, тем прочнее
сохранялась традиция.
Итак, в русской духовной культуре рядом с нововведениями продолжала жить
глубокая древность, что ярко проявлялось в синтезе обрядовых действий. Так было не только
в средневековье, но и в Новое время, когда в отечественный быт стало проникать
западничество. Из Германии, например, пришел обычай наряжать елку на Новый год,
зародившийся там в XVI в. У немцев ель отождествлялась с Мировым деревом и была особо
почитаемой. По указу Петра I
_________________________________________
12 Юдин А.В. Указ. соч. – С. 117-123.
с 1700 г. елками стали украшать улицы столицы, но только в 40-х годах XIX в. они
появились в городских домах и при этом связывались с Рождеством. Причем, если немцы
устанавливали небольшое деревце на столе в углу комнаты, то русские ставили высокую и
густую ель на полу посередине залы, делая ее центром торжества. В конце XIX в. появились
и хорошо известные нам Дед Мороз и Снегурочка. Дед Мороз соединил в себе черты Санта
Клауса, русского фольклорного Мороза и св. Николая, а Снегурочка - западных зимних
женских персонажей (св. Екатерины, св. Люции и др.) и русской сказочной Снегурки. Однако
крестьяне тогда не приняли елку. Настороженно к ней относилась и церковь, видевшая в
новом обычае проявление язычества. А партийно-советское руководство заподозрило в ней
«поповское» влияние и в 1929 г. вместе со всеми церковными праздниками елка была