Стр. 16 - 2

Упрощенная HTML-версия

6. Карамзин Н.М. Предания веков.- М., 1988.
7. Ключевский В.О. Курс русской истории. Любое издание.
8. Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила.- СПб,1994.
9. Мифы древних славян. Велесова книга.- Саратов, 1993.
10. Очерки истории культуры славян.- М., 1996.
11. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси.- М., 1988.
12. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян.- М., 1981.
13. Фаминцын А.С. Божества древних славян.- СПб, 1994.
Тема 2. СИМВОЛИКА НАРОДНЫХ ОБРЯДОВ
ИСТОКИ ОБЫЧАЕВ И ОБРЯДОВ
Сегодня, пожалуй, невозможно представить жизнь нашего общества без Масленицы,
Пасхи или Нового года. Причем, мы стараемся следовать старинным традициям, которые в
течение тысячелетий сохраняла память народа, правда, зачастую не понимая их смысла.
Между тем, в них заключается богатейший материал по истории человечества, его
духовной культуры.
Начало формирования народных обычаев и обрядов 3 восходит к далеким языческим
временам, когда зарождались аграрные культы и культ предков, хотя корни некоторых
традиций обнаруживаются уже в первобытной охотничьей культуре. С крещением Руси
появились другие обычаи, произошло наложение христианских обрядов на языческие. Новое
время обогатило их европейским влиянием. В результате всех модернизаций утрачивался
первоначальный смысл обрядовых действий, менялись они сами, превращаясь все более в
обычные развлечения.
Возможно ли сейчас восстановить забытое и насколько необходимо это нам?
Реконструкция духовной культуры далекого прошлого очень сложна из-за недостатка
источниковой базы. Зачастую ученые вынуждены основываться только на косвенных
данных, особенно при изучении первобытного общества. Но и прямые свидетельства
(палеоантропологические - останки людей; археологические - орудия, следы строений,
бытовые и культовые предметы, наскальные рисунки и проч.; фольклорные - мифы, сказки,
песни, игры и т.д.) можно интерпретировать по-разному. Многие явления помогает понять
этнография. Важное значение придается и общетеоретическим положениям о становлении
человеческого общества. Однако любые выводы неизбежно являются гипотетическими, и об
этом следует всегда помнить. Несмотря на это, проведенные учеными исследования помогли
воссоздать многие обряды и обычаи, а вместе с ними увидеть, как наши предки постепенно
осваивали окружающий мир, учились жить, формировали нравственные ценности.
Обращение к «детским» векам человечества необходимо, чтобы понять, кто мы такие, какова
специфика нашей культуры.
В народных обычаях отразились особенности социальной жизни и мировоззрения
людей на том или ином этапе их исторического развития. Не претендуя на полный обзор,
попробуем выявить некоторые элементы социокультурной динамики, важные для понимания
рассматриваемого вопроса.
Прежде всего обратим внимание на первобытную культуру охотников, являющуюся
базовой для всей мировой культуры. Еще в праобществе ранних палеоантропов