Стр. 15 - 2

Упрощенная HTML-версия

земной, с человеческими фигурками. Нижний – мир предков и земных глубин, на нём
изображён Велес, стоящий на коленях и держащий на своих плечах всю землю. Таким
образом, древний мастер в идоле- комплексе представил одновременно и целый пантеон
славянских божеств IX в., и картину Вселенной (макрокосм), и место в ней человека
(микрокосм), и связь времён прошлого (мир предков в нижнем ярусе) с настоящим (средний
ярус), и усиление монотеистической тенденции в языческой религии (верховенство Рода,
символ которого – фалл). Всё это определяет
дидактический
поучительный характер жанра.
Ярусная система оказалась подходящей для воплощения религиозных догматов, требовавших
абстракции и статики, которые подчёркивали их «вечность».
Произведения типа Збручского идола свидетельствуют и о развитии
пространственных представлений. Кроме горизонтального деления на три мира появляются
четыре стороны света, на которые ориентирована вся система. А в центре пространства
находится князь – бог. Микрокосм неотделим от макрокосма.
Мышление древних людей отличалось очень сложной логикой. Это нашло отражение
в различных художественных структурах, свидетельствующих о начале жанрообразования.
Мы познакомились лишь с некоторыми жанрами. На самом деле славянское искусство было
гораздо богаче и широко отражало представления язычников. Однако с началом
христианизации обнаружилось, что ни один из существовавших жанров не был способен
выразить новое религиозное мировоззрение и идеи феодальной власти.
Как известно, попытка князя Владимира создать единую религиозную систему,
сохранив старые языческие верования, не увенчалась успехом. Русь, став государством,
нуждалась в другой религии и она ее получила в 988 г. После официального принятия
христианства язычество продолжало существовать во всех слоях русского общества,
особенно проявив себя во второй половине ХП-ХШ вв. в связи с выделением княжеств.
Главным предметом почитания стал солнечный бог света Дажьбог. Появилась новая небесная
символика в виде композиции «вознесение Александра Македонского на небо», отражавшая
культ Дажьбога. Сохранялись языческие обряды семейных и родовых праздников,
причудливо переплетаясь с новыми христианскими культами. В обновлении язычества и
увлечении стариной современные ученые усматривают стремление народа освободиться от
греческой догматики и найти свои национальные религиозные воззрения и обряды. На Руси
создалось своеобразное двоеверие, при котором два мировосприятия и мироощущения
переплетались, взаимно дополняя друг друга.
За многие века славянское и русское язычество прошло сложный путь, создав
самобытную народную культуру, в которой еще многое не понято, но изучение ее
продолжается. И если видный исследователь древности Е.В.Аничков в начале нашего
столетия писал об убожестве язычества на Руси и ее богов, грубости его культа и нравов, то
через 70 лет известный историк академик Б.А.Рыбаков дал достаточно высокую оценку
русской языческой культуры как значительно развитой, со своей мифологией, пантеоном
главных божеств, жрецами и со своим языческим летописанием 912-980 гг.
Несомненно, в языческие времена Русь обладала по-своему совершенной культурой,
которая придала древнерусской культуре своеобразие и неповторимые черты.
ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ
1. Вагнер Г.К. Проблема жанров в древнерусском искусстве. – М., 1974.
2. Велесова книга .- М., 1995.
3. Викторов А.Ш. История русской культуры.- М., 1997.
4. Гобарев В.М. Русь до Рождества Христова.- М., 1996.
5. История культуры России.-М.,1993.