становится её отражением в эмоционально украшенной,
выразительной речи.
Самые совершенные ценности человечества должны как бы заново
родиться в опыте личности, иначе они не могут быть ею адекватно
присвоены, то есть обрести личностный смысл. То, что
провозглашается на бумаге или перед людьми, вовсе не обязательно
становится личностной ценностью, мотивирующей деятельность.
Например, ещё с библейских времён известно, что каждый должен
любить ближнего как самого себя. Это заявление о ценностях,
основополагающей из которых, безусловно, является Любовь. Эта
общечеловеческая ценность имеет свои характеристики: «Любовь
терпелива, добра, не ревнива, не хвастлива. Она не раздувается от
гордости, не ведет себя не подобающе, не себялюбива, не
раздражительна, не считает свои обиды, не радуется недоброму, а
вместе с другими радуется правде. Она всегда защищает, всегда
верит, всегда надеется, всегда терпит.» (Апостол Павел «Послание к
коринфянам» 13).
Гиппократ тоже указывает на человеколюбие как на важнейшую
ценность, обусловливающую деятельность искусного врача. Как
узнать, действительно ли слово «Любовь» в контексте
профессиональной деятельности, имеющее значение милосердия,
сострадания, является для врача принятой и осознанной ценностью,
или он только заявляет об этом? Эмоциональная реакция, мотивы его
поступков позволяют понять, является ли для специалиста ценностью
Любовь, выражающаяся в служении страдающим людям, заботе о
каждом пациенте или это только красивое слово, общепринятая идея,
с которой он соглашается в своём разуме. Эстетичность определяет
насколько говорящий осознал, прочувствовал значение слов, которые
произносит, соединив в них общеупотребительное значение со своим
собственным пониманием, придав им свою, личностную
эмоциональную окраску. Только в этом случае слово будет идти из
сердца врача и будет обладать силой исцеления.
Таким
образом,
речевая
компетентность
обусловливает
эффективность коммуникативных отношений врача и провизора и
лежит в основе речевых актов, причем, употребляя термин
«эффективность», имеется в виду результативность речевого