Стр. 49 - 2

Упрощенная HTML-версия

Истинное достоинство подобно реке: чем глубже, тем
меньше издает шума.
Мишель Монтень
(1533-1592)
Викентий Павлович Говоров был интересным собеседником, умелым рассказчиком и
слушателем. Лекционный курс на лечебно-профилактическом факультете читал сам и
только отдельные лекции поручал читать доцентам кафедры Т.Ф. Кузнецовой и М.Ф.
Шадевскому, позднее – В.М. Ревенко. Лекции были информативны, читались
эмоционально, с клиническими примерами последствий неправильного применения
лекарственных препаратов.
Мог начать лекцию неожиданной информацией о перестрелке в Бразильском
парламенте с подоплекой применения наркотических средств парламентариями и
последующим их возбуждением и применением оружия. Разрядки были редкими и, как
правило, имеющие воспитательный характер, но без отрыва от лекционной темы.
Среди профессоров института Викентий Павлович отличался стройностью, какой-то
военной выправкой и строгой аккуратностью в одежде. Костюм черного или темно-синего
цвета, белая рубашка, часто меняющийся галстук. Лекции читал без халата. На кончике
носа висели очки, а Викентий Павлович смотрел на аудиторию поверх их. Аудиторией
владел, великолепно чувствуя настроение студентов. Зал смеялся, если лектор давал
повод, и усердно слушал и писал, когда В.П. Говоров продолжал читать лекцию. Как
правило, текста лекции под рукой Викентия Павловича не было. Были небольшие
«шпаргалки» по дозам лекарственных препаратов, и каждый раз он оговаривался, что
доверять своей памяти «море лекарственных препаратов» нельзя, под рукой доктора
должен быть справочник, который не умаляет профессионализм врача, а вызывает у
пациента большее доверие.
История науки знает немало примеров, когда великие ученые были одновременно
блестящими лекторами, популяризаторами знаний: В.О. Ключевский, Г.А. Захарьин, Д.И.
Менделеев, К.А. Тимирязев, О.Ю. Шмидт, В.И. Вернадский – этот список можно было бы
значительно расширить. В 1975 году, будучи в Ленинграде на повышении квалификации
на кафедре гистологии у профессора А.Г. Кнорре, я впервые задумался о педагогическом
мастерстве лектора, может быть, под чарами обаяния Алексея Георгиевича Кнорре или
просто пришло время размышлений. Толчком к этому послужила книга В.П. Лишевского
о педагогическом мастерстве А.П. Минакова (34).
О нём ходили легенды. Утверждают, что К.С. Станиславский, познакомившись с А.П.
Минаковым, был поражен его актерским дарованием и звал Андрея Петровича работать в
МХАТ. По другой версии, просьба о зачислении в Художественный театр якобы исходила
от Минакова, на которую Станиславский ответил так: «Нет, я не возьму вас в свой театр.
Мы вас испортим. Вам нужно создавать свой театр». Кстати, отец А.П. Минакова – Петр
Андреевич Минаков профессор судебной медицины, известный и тем, что будучи
проректором Московского университета, в знак протеста против расправы над студентами
в 1911 году в составе большой группы профессоров вместе с ректором университета А.А.
Мануйловым он подал заявление об отставке. Лучшие профессора, в том числе К.А.
Тимирязев, В.И. Вернадский, П.Н. Лебедев, Н.А. Умов, Н.Е. Жуковский, С.А. Чаплыгин,
встали на сторону студентов, на сторону демократических преобразований в
университетах России.
«Как лектор, А.П. Минаков никогда не задает вопроса: «Вы поняли?». Он наперёд
знает, где нужно задержать чтение, привести больше живых, остроумных примеров,
рассеивающих напряженность», - писали о нем современники. «Педагог обязан очень
много трудиться для совершенствования себя, как преподавателя; для этого ему нужно всё
время изучать не только свой предмет, его историю и философию, но и совершенствовать