Пульпит – наиболее часто встречающееся заболевание пульпы, характеризующееся
поражением сосудисто-нервного пучка зуба. В структуре других стоматологических
заболеваний пульпит занимает второе место после кариеса и является основным его
осложнением, что в среднем, по данным разных авторов, составляет от 15% до 30% от
общего числа больных стоматологического профиля.
Пульпа - это не случайная вкладка в зуб, а неотъемлемая часть всей зубной системы,
несущая совершенно определенные функции, в частности трофическую по отношению к
твердым тканям зуба. Помимо этого для обеспечения нормального функционирования зуба и
всего пародонта в целом пульпа выполняет пластическую, сенсорную, защитную и
репаративные функции.
Необратимый воспалительный процесс в пульпе или депульпирование зуба ведут к
нарушениям в минеральном комплексе дентина, конечным результатом чего является
разрушение
кристаллической
структуры
твердых
тканей,
сопровождающееся
биомеханической неустойчивостью депульпированных зубов.
Нарушение динамического равновесия в морфофункциональной системе приводит к
разрушению зуба и, в конечном счете, к его потере. Раннее удаление постоянных зубов у
детей во время формирования прикуса является этиологическим фактором зубочелюстных
деформаций.
С учетом многочисленных особенностей клинического течения различных форм пульпита
у детей в разные периоды формирования зубочелюстного аппарата, качество лечебных
мероприятий, несомненно, зависит от объективности диагностики состояния пульпы зуба.
Залогом объективной диагностики и, как следствие, выбора рационального метода лечения
является системный подход, включающий тщательнейший сбор анамнеза, осмотр и
дополнительные методы исследования. Осмотр и сбор анамнеза в детской стоматологической
практике требуют больших временных затрат и необходимость расположить ребенка к
общению.
Особенности детского организма и, в частности, строение челюстно-лицевой области
определяют не только методы лечения, но и методы диагностики, приемлемые для детей.
Клинические симптомы, связанные с патогенезом пульпита, в ряде случаев бывают слабо
выражены. Поэтому недостаток субъективных признаков вместе с известной трудностью
общения с детьми представляет основную причину диагностических затруднений при
заболевании пульпы и определении фактического состояния сосудисто-нервного пучка. В
связи с этим постановка диагноза должна опираться на самое подробное обследование,
которое, помимо анамнестических данных, исходило бы из объективных признаков. Но
применение в диагностических целях объективных методов исследования в виде
зондирования дна кариозной полости, температурной пробы, основанных на дополнительном
болевом раздражении, требуют от врача максимального внимания и умения
интерпретировать субъективные ощущения обследуемого ребенка.
При диагностике состояния пульпы клинический и патологоанатомический диагнозы не
совпадают в 75-85% случаев (Зельтцер С., Бендер И. 1971), а электрометрические показатели
наоборот в большем проценте случаев совпадают с гистологической картиной. Поэтому
метод электроодонтодиагностики, включающий определение электровозбудимости пульпы
(ЭВП) и электропроводности (ЭПД) надпульпарного дентина, является важным
диагностическим тестом состояния пульпы зуба.