Если носовые ходы хорошо проходимы, для изменения стереотипа дыхания следует
назначить ребенку комплекс дыхательных упражнений, на ночь надевать головную шапочку
с пращей или подвязывать нижнюю челюсть тонкой косынкой, чтобы рот ночью был закрыт.
В настоящее время все более широкое применение при лечении деформации
обусловленных ротовым дыханием и для изменения стереотипа дыхания получают
позиционеры - ортодонтические аппараты, выполненные из эластических материалов и
охватывающие зубы и альвеолярные отростки верхней и нижней челюстей. Лечение с
применением стандартных позиционеров позволяет также воздействовать и на форму
твердого неба, к тому же этот метод значительно дешевле в сравнении с применением
индивидуальных позиционеров, что тоже немаловажно.
Неправильное положение ребенка во время бодрствования также может приводить к
аномалиям развития челюстей, например, читать лежа на высокой подушке. Такое положение
приводит к отвисанию нижней челюсти и прогении. Сон ребенка в одном положении (на
правом боку с кистями рук под щекой) может привести к сужению челюстей справа.
Постоянная неправильная поза ребенка перед телевизором, приготовление уроков за
несоответствующей росту партой, столом могут приводить к неправильному положению
головы и влиять на рост челюстей, особенно нижней.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Оценивая данные разных авторов, приводимых в литературе можно убедиться, что
большинство зубочелюстных аномалий может быть следствием нескольких этиологических
факторов. Вместе с тем, существует определенная связь между каждой причиной и видом
нарушения зубочелюстной системы. Например, преобладает генетическая передача
глубокого прикуса и прогении. Вторичная адентия также способствует образованию
глубокого прикуса. “Ленивое жевание” приводит к недоразвитию челюстей и скученности
зубов.
Нередко один этиологический фактор создает условия для появления других. Так,
длительное пользование соской, нарушение носового дыхания способствует появлению
инфантильного глотания.
Интерес представляет группа этиологических факторов, называемых “вредными
привычками”. Они широко распространены, устранить их не всегда просто. Стойкость их
сохранения может быть, в ряде случаев, объяснена психоэмоциональной и органической
основой их возникновения.
У детей, прервавших лечение, вредные привычки сохранились в 2-3 раза чаще, чем у
детей, закончивших лечение. Можно полагать, что у этих детей существуют объективные
причины для сохранения вредных привычек, а следовательно, неудовлетворительного
ортодонтического лечения. Это, в свою очередь, сопровождается отсутствием положительной
мотивации для дальнейшего лечения. Сохранение вредных привычек и других