Стр. 61 - 2

Упрощенная HTML-версия

зубных рядов, нарушение размера и положения челюстей и связанные с ними нарушения
смыкания зубов. Ко вторым следует причислить неправильное глотание, дыхание, нарушение
функции мимических и жевательных мышц (разделение чисто условное так как форма и
содержание находятся в диалектическом единстве).
При неправильном развитии зубочелюстной системы затрудняются откусывание,
разжевывание пищи, и, следовательно, адаптация к внешней среде. Наличие порока развития
зубочелюстной системы сопровождается органическими и функциональными нарушениями
этой системы и снижением приспособления к внешней среде. При нарушении внешнего вида
всегда снижается социальная адаптация ребенка и в последующем взрослых.
Аномалии зубочелюстной системы занимают одно из первых мест среди заболеваний
челюстно-лицевой области.
Так у 75% детей трехлетнего возраста имеются функциональные и морфологические
отклонения зубочелюстной системы. У 48% детей трехлетнего возраста выявлены
сформированные аномалии развития зубочелюстной системы. У детей школьного возраста
частота аномалий составляет 25% вне зависимости от года (Грекова Л.Н. 1970).
Этот показатель увеличивается с каждым годом жизни. Увеличение частоты
зубочелюстных аномалий особенно заметно с началом смены зубов. Большая
распространенность зубочелюстных аномалий делает ортодонтию социально значимой
проблемой, учитывая большой объем врачебной помощи и материальных затрат. Пороки
развития зубочелюстной системы наблюдаются реже и выявляются с частотой 1:1000
новорожденных. Однако отмечается тенденция к их росту.
Развитие аномалий и деформаций зубочелюстной системы, многообразие их форм,
трудоемкость и сложность лечения ставят одной из первоочередных задач изучение причин
развития этих патологических состояний и возможностей их профилактики. Причинность -
есть генетическая связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах
ее движения и развития.
Следствие, определяясь причиной, оказывает обратное воздействие на нее. Причина
действует в определенных условиях. В зависимости от условий одно и то же явление может
порождаться различными причинами, и, наоборот одна и та же причина может приводить к
различным следствиям. Рассмотрим отдельные причины развития зубочелюстных аномалий
(деформаций), как бы вырвав каждую из них, чтобы лучше понять возможности
предупреждения развития неблагоприятного следствия. В то же время мы всегда должны
помнить, что причины, воздействующие на один и тот же организм, многообразны,
действуют они в самых различных условиях; отсюда и многообразие вызванных ими
следствий - зубочелюстных аномалий (деформаций).
II. Наследственный фактор
Причины аномалий и пороков развития зубочелюстной системы могут быть
наследственными и приобретенными. По наследству могут передаваться количество и