Стр. 91 - 2

Упрощенная HTML-версия

институтах, о политическом режиме, механизмах властвования, о принимаемых решениях и
их реализации и т. д.
2.
Аффективный (эмоционально-чувственный) компонент составляют чувства и
переживания, которые испытывает субъект политики в связи с его участием в политической
жизни общества, эмоционально окрашенное отношение к различным аспектам политической
жизни: их принятие или непринятие, одобрение и отвержение, симпатии или антипатии,
восхищение или презрение и т. д. Сюда же входят и конкретные чувства и переживания:
нетерпимость к социальному и национальному угнетению, ненависть к врагам Родины,
любовь к «спасителем Отечества», разочарование по поводу неисполнения предвыборных
обещаний со стороны конкретных политиков, партий и движений.
3.
Оценочный компонент включает выработанные субъектом политики по определенным
критериям оценки существующих политических отношений, хода политического процесса с
позиций их соответствия или несоответствия своим целям, социально-политическим
ценностям, нормам, идеалам.
4.
Поведенческий компонент — результат когнитивного, эффективного, оценочного
компонентов, перевод их в практическую плоскость реализации, политическое, поведение
как способ реагирования на происходящие в политической жизни события.
Культура политической системы
предполагает анализ культуры властвования, а также
отношений между властью и гражданским обществом. Предметом анализа является качество
функционирования составляющих политическую систему институтов власти и управления,
объяснение и оценка способов функционирования властных отношений. Понятие
«культура
властвования
»
отражает двуединые признаки политической системы: во-первых,
совокупность объективных ценностей и основанных на них норм, определяющих характер и
границы властного воздействия системы на граждан; и, во-вторых, уровень соответствия
фактического функционирования власти нормативному, должному. Первое включает, в
частности, права и свободы человека, провозглашенные и защищаемые политической
системой, а также методы властвования, (методы согласования интересов, методы
принуждения, способы информирования граждан, административный и управленческий
аппарат государства и т.д., что составляет сущность политического режима). Второе -
выражает характер легитимности власти, наличие и отсутствие согласованной нормативной
базы с признаваемыми в обществе ценностями и т. п.
Структура политической культуры состоит из тех же элементов, что и духовная культура
общества в целом:
смыслового, знаково-символического и нормативно-ценностного.
Первоосновой культуры любого общества является осмысленный опыт, сформированный
в определенных понятиях и представлениях и зафиксированный в языке. Язык - это система
знаков и символов, наделенных определенным значением. Поэтому первым базисным
элементом политической культуры является смысловой, знаково-символический. С этих
позиций политическая культура предстает как совокупность текстов и символов, при помощи
которых осуществляются коммуникация и ретрансляция политического опыта, знаний, идей,
концепций, смыслов и ценностей.
С помощью языка происходит формирование, функционирование и передача
политической информации. Язык — это средство объективирования идей, концепций,
идеологических конструкций. Любые политические убеждения, ценности, нормы и идеалы
формируются в рамках того словаря, которым оперируют группы, стремящиеся к власти и
обладающие ею. Специалисты в области политической культуры считают, что выбор словаря
и синтаксиса — это в определенной мере политический акт, который, определяет восприятие
фактов политической жизни. В каждом словаре содержатся мировоззренческие конструкции,
система убеждений и ценностей.