Стр. 90 - 2

Упрощенная HTML-версия

процесса. Разумеется, что вовлечение индивидов и социальных групп в политику
обусловлено их стремлением реализовать свои социально значимые интересы. Но эта
реализация зависит от господствующей в обществе политической культуры, определяющей
отношение к власти, политическим институтам, политическим элитам, лидерам и т.п.
В работах Г. Алмонда, С. Вербы, Дж. Пауэлла политическая культура рассматривается как
особый субъективный ракурс политики, воплощающий мотивацию политической активности
человека, прежде всего в форме ориентаций человека. Сами же ориентации рассматривались
американскими политологами как предрасположенность к определенным моделям
политического поведения под влиянием традиций, исторической памяти, ценностей, норм,
чувств и символов. Вместе с тем в их работах подчеркивается и тот факт, что проблему
политической культуры следует рассматривать и как проблему политического наследия,
преемственности политического опыта, традиций, оказывающих влияние на политику. А это
уже объективные формы политической культуры. Таким образом, политическая культура
имеет субъективно-объективную интерпретацию. Политическая культура субъекта политики
выступает, с одной стороны, субъективно, в форме исторически выработанной творческой
способности, а с другой, - объективно, в виде признанных обществом и существующих как
реальность политических знаков, символов, ценностей, норм, институтов. Именно поэтому
политическая культура образует как бы матрицу политического процесса, определяющую
формы сознания и поведения его субъектов. Иными словами, политическая культура
выступает как условие той или иной формы политической активности, и как инструмент
воспроизводства политических отношений.
Современные российские политологи (Баталов Э. Я., Дегтярев А.А.) политическую
культуру рассматривают как опыт существования политики в качестве особой сферы
жизнедеятельности общества и человека. «Политическая культура, - пишет Баталов Э.Я., -
охватывает все сферы политической жизни и включает в себя культуру политического
сознания (сводимую иногда к «культуре мышления»), культуру политического поведения
индивидов, групп и партий, культуру функционирования существующих в данной стране
политических институтов и организаций». Дегтярев А. А. Выделяет в политической культуре
три составляющих:
1) духовную практику политической жизни, опыт существования различных инвариантов
политического сознания, типов политических теорий и доктрин, психологических установок
и ориентаций;
2) опыт предметно-преобразовательной деятельности, тех или иных форм и методов
политической активности;
3) объединяющий воедино духовный и материальный способы освоения политической
жизни, опыт институционализации, связанный с тысячелетней практикой становления и
развития самых разнообразных политических институтов.
В политической культуре выделяют два уровня ее существования: — уровень
индивидуально-групповой; и уровень политической системы .
Политическая культура на индивидуально-групповом уровне предстает как
культура
участия.
В этом случае акцент делается на усвоенных субъектом ценностных, нормативных
и мотивационных компонентах политической деятельности и соответствующих позициях по
отношению к системе власти. В таком контексте вполне оправданным выглядит определение
политической культуры как совокупности позиций, ценностей и образцов поведения,
затрагивающих взаимоотношения власти и граждан.
Культура участия включает в себя четыре компонента:
когнитивный, аффективный,
оценочный и поведенческий.
1.
Когнитивный — (познавательный) компонент составляет знания и представления о
различных сторонах политической жизни общества: о политической системе, ее отдельных