социальное положение. Что пользы говорить о преимуществах демократии, когда люди
страдают от голода, нищеты, социальной несправедливости?» 6 .
Сильное социальное неравенство, обнищание значительной части народа искажает суть
политической демократии. У бедных ограничены возможности, получить хорошее
образование. Их мнением и политической волей легче манипулировать при помощи средств
массовой информации, различного рода подкупа, обещаний, демагогии и подачек. Им
значительно труднее разобраться в политических программах и подлинных целях различных
политических деятелей и партий. Они становятся игрушкой в руках богатых, различного
рода политических проходимцев и авантюристов.
Подлинной демократии как власти, отвечающей воле большинства, не может быть в
условиях бедности, когда мысли и дела слишком многих направлены на добывание «хлеба
насущного», на удовлетворение элементарных материальных потребностей, на физическое
выживание. В современных условиях демократический принцип равенства выходит за рамки
чисто политических категорий. Он всё более наполняется социальным содержанием. Это
нашло выражение в идее социального государства. В настоящее время все развитые страны
мира в большей или меньшей степени фактически являются социальными государствами.
Ведущим социальным государством мира был СССР. Статья 7 Конституции провозглашает
Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Основными
направлениями деятельности государства в социальной сфере, согласно этой статье,
являются охрана труда и здоровья людей; установление минимального размера оплаты труда;
поддержка семьи; материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие
системы социальных служб; установление государственных пособий, пенсий и иных
гарантий социальной защиты. Обязанности социального государства и формы их исполнения
конкретно раскрыты в статьях 37-43. Вместе с тем в Конституции не нашли отражения такие
важнейшие для социального государства концептуальные задачи социально - философского
характера, как обеспечение в обществе социальной справедливости, расширения
пространства социального равенства, всё более полного и гармоничного развития личности
каждого человека, недопущение резкого имущественного расслоения в обществе,
перспективной демографической политики и т.д.
Реализация основных принципов социального государства возможна лишь на основе
высокоразвитой социально ориентированной экономики. Сегодня Россия находится на 6
месте в мире по численности населения и на 70-по объёму ВВП на душу населения. Этот
показатель вдвое ниже среднемирового и в 10 раз ниже уровня США. Такой уровень
экономического развития не позволяет России в действительности быть социальным
государством и превращает соответствующее конституционное положение, в лучшем случае,
в стремление стать таковым.
Правовое социальное государство не является каким-то завершённым состоянием
общественного развития. Процесс его совершенствования столь же безграничен, как развитие
и совершенствование человека. Вместе с тем есть совершенно необходимые минимальные
показатели, свидетельствующие о его становлении. Они связаны с высокой степенью
реальных гарантий основных политических и социальных прав и свобод личности, по
крайней мере, не ниже среднемирового уровня.
Системным качеством демократического политического режима является демократическая
политическая культура. Она включает в себя высокий уровень осознания каждым своей
ответственности за положение дел в стране, за политику своего государства, понимание
общих и частных интересов и необходимости их согласования, высокий уровень социальной
и политической активности народа, способность его к самоорганизации и самодисциплине,