большинство народа в той или иной стране глубоко восприняло и осознанно поддержало
демократические ценности и идеалы.
Выбор общества в пользу демократии - это сложный,
длительный и противоречивый процесс, требующий социально-экономических и
политических предпосылок, а также активных и целенаправленных действий стойких
приверженцев демократии.
В ходе этого процесса у граждан формируется демократический тип политической
культуры. Этот тип предполагает принятие таких ценностей как уважение прав и свобод
личности, отказ от насилия как средства государственной политики и формы политической
борьбы, гуманность, терпимость к инакомыслию, осознанное уважение и соблюдение
гражданами законов. Крайне важно и то, чтобы каждый гражданин в своих действиях
исходил не только из своих прав и свобод, но и проявлял высокую ответственность за
поддержание всеобщего блага.
Люди, воспитанные в условиях демократии, сохраняют приверженность этой форме
правления даже в периоды острых политических и экономических кризисов, от которых не
застраховано ни одно общество. В свою очередь истинно демократические силы исходят из
того, что всякое политическое противоборство должно заканчиваться не полной победой
одной стороны и сокрушительным поражением другой, а достижением политического
компромисса, приемлемого для всех сторон. Именно на этой основе достигается консенсус в
демократическом обществе.
Таковы основные принципы, критерии и ценности демократии. Очевидно, ни одна из
современных стран не соответствует этим параметрам в полном объеме. Установление такого
соответствия вряд ли возможно и в будущем. Видимо, для того чтобы не впадать в утопизм,
более реалистичной будет оценка любого общества с точки зрения того, является ли оно
более или менее демократическим. Однако стремление к достижению демократических
идеалов всегда остается мощным стимулом для дальнейшего общественного прогресса.
Завершая характеристику демократического политического режима, зададимся вопросом,
можно ли найти в истории нашего государства период, когда власть правила с помощью
именно этого режима?
Отвечая положительно на этот вопрос, некоторые авторы приводят в качестве примера
древнерусские республики – Новгородскую и Псковскую. Действительно, в этих частях
Древней Руси довольно долго сохранялось вечевое собрание. Князя с дружиной приглашали,
по существу, нанимая на службу, он не имел право жить в самом городе. Вече выбирало
высшую городскую администрацию – посадника, тысяцкого. Со второй половины ХП в. на
вече избирался и епископ, игравший важную роль в городском управлении. Казалось бы,
перед нами элементы демократического режима. Представляется, однако, более правильным
говорить о пережитках, атавизмах родовой, первобытной демократии, но не о
демократическом политическом режиме. Заметим также, что эти элементы использовались
боярской и купеческой знатью Новгорода и Пскова для выражения и защиты собственных
интересов, поэтому можно говорить, скорее об авторитарном политическом режиме в форме
аристократической или олигархической республики.
Вся история России вплоть до ХХ века, как уже было отмечено выше, - это история
авторитаризма с некоторыми элементами либерализма в отдельные периоды. Процесс
формирования демократического политического режима начался в нашей стране в конце 80-х
годов прошлого века и идет очень непросто по сегодняшний день.
Литература
1.
Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный Левиафан. М.: Мысль, 1985. – 384 с.