Российское общество выразило свое непризнание законности власти, полученной в
результате выбора, тем, что активно поддержало появившихся вскоре на Руси самозванцев,
заявлявших о кровном родстве с Иваном IY.
С возникновением государства у восточных славян возникает и
писаное право
. Это, во-
первых, древнейший правовой памятник «Русская правда» Ярослава Мудрого, это
Судебники 1497 г., 1550 г., Соборное уложение 1649 г. и др. Но основным источником права
всегда была
воля монарха
. И даже когда в начале ХХ века в России была создана
Государственная Дума как орган с законодательной властью, в своде «Основных
государственных законов», утвержденном Николаем П в 1906 г., было записано, что никакой
новый закон не может вступить силу без утверждения императором.
Вплоть до начала ХХ в. в России не существовало ни легальных политических партий, ни
профессиональных союзов, ни иных общественно-политических организаций, что является
одним из признаков авторитаризма, не допускающего существования оформленной
оппозиции.
Как было отмечено выше, наличие четко разработанной
идеологии
при авторитаризме
необязательно, но и не исключается. В России эту роль играло, прежде всего, православие.
Пришедшее из Византии оно способствовало утверждению на Руси идеи божественного
происхождения власти великого князя, верховенства власти государя над всеми остальными
властными структурами. В первом русском политическом трактате «Слово о Законе и
Благодати», написанном в ХI в. киевским митрополитом Иларионом, сущность государства
определяется как реализация Божественной воли, а носитель верховной власти – как
«причастник» и «наследник» небесного Царства.
Эта идея проходит центральной линий через всю последующую историю России, находя
свое выражение в сочинениях различных авторов. Это «Моления» Даниила Заточника (рубеж
ХП-ХШ веков), политическая концепция монаха Филофея «Москва – Третий Рим» (сер. ХУI
в.), теория официальной народности графа Уварова (ХIХ в.) и др.
Результатом такого идеологического воздействия становится складывание в российском
обществе
авторитарной
(или, по определению некоторых авторов, авторитарно-
патриархальной)
политической культуры
. Для нее характерно отношение к обществу как к
одной большой семье во главе с отцом – «царем-батюшкой», ожидание от государства
решения всех проблем, потребность в постоянном руководстве, конформизм, неразвитость
личностных начал и т.п.
Формирование авторитарной политической культуры, в свою очередь, становится
цементирующим фактором режима, помогает ему сохраняться, может быть в несколько
модифицированном виде, в изменившихся условиях.
Российская история демонстрирует возможность существования
общественного
самоуправления
в абсолютной монархии, что является одним из признаков авторитаризма.
Имеется в виду, создание и деятельность земств в ХIХ в. В соответствии с земской реформой
в России (за исключением губерний, где преобладало неправославное население) с января
1864 года стали действовать земства – выборные органы местного самоуправления на
уездном и губернском уровнях. Выборы
гласных
(представителей, решавших на ежегодных
собраниях вопросы, отнесенные к ведению земств) проводились по трем куриям, которые
составляли землевладельцы, обладатели недвижимости в городах и крестьяне. Земские
собрания избирали на 3 года исполнительные органы – управы. Материальной основой
деятельности земств был специальный налог на недвижимость: землю, дома, фабрично-
заводские предприятия и торговые заведения.
Земства
занимались
вопросами
народного
образования,
здравоохранения,
благотворительности. Земские школы, больницы (заметим, что в России до земской
медицины вообще не существовало массовой медицинской помощи), приюты и сиротские