Стр. 19 - 2

Упрощенная HTML-версия

Основным социологическим показателем кризисного состояния общества является
ухудшение его качественного состава. Это проявляется в росте численности и активности
люмпенизированных слоёв населения, в усилении разлагающего влияния люмпенского
сознания на другие слои общества. Возникает объективная необходимость реформ, основной
социальный смысл которых заключается в снижение напряжения в социально –
стратификационной структуре общества, поражённого люмпенским недугом. Запаздывание с
реформами, являющимися основным способом общественной эволюции, или их
неадекватное объективным условиям содержание, формы и методы проведения, могут
провоцировать социальные потрясения, революции, распад общества. В результате с
неизбежностью раскрепощается люмпенская стихия, происходит дальнейшая люмпенизация
населения, что делает ещё более затруднительным проведение жизненно необходимых
спасительных реформ.
Понятие «люмпенство» скорее отражает социально-психологическое состояние
общества. Оно включает в себя десоциализированную и дезориентированную часть
общества, которая утратила своё устойчивое социально–экономическое, политическое и
идеологическое положение в системе общественных отношений. Это люди с
деформированной системой ценностей, подорванной нравственной доминантой, утратившие
или так и не приобретшие чувства человеческого достоинства и патриотизма, интереса к
созидательному труду и трудовые навыки, по своей сути неспособные к осознанию и
сплочённому отстаиванию своих подлинных интересов. Специфическое положение в
обществе приводит к тому, что основной интерес люмпенства оказывается не в сфере
производства, а в сфере распределения и потребления. Этот социальный тип известен давно.
Ещё городская беднота Древнего Рима требовала не работы, а «хлеба и зрелищ».
Для люмпенского сознания характерны неуважительное, а в крайних случаях
агрессивно-презрительное отношение к личности и таланту, труду и собственности,
традиционным духовным ценностям, низкая способность к самоорганизации и
самодисциплине, безответственность, оборачивающая в произвол стремление к свободе. Оно
представляет собой противоречивое единство антигосударственных, анархистских и
этатистских, антипатриотических и ультрапатриотических настроений, тупой покорности и
бессмысленной агрессивности, уравнительских наклонностей, неразвитых потребностей,
аскетизма и неуёмной жажды потребительства. Уравнительски-аскетические жизненные
ориентиры, сопряжённые с неудовлетворёнными потребительскими амбициями, формируют
озлобленный и завистливый тип личности с присущим ему чувством злорадства: у меня
ничего нет - так и у других пусть ничего не будет, мне плохо – так другим пусть будет ещё
хуже.
Люмпенизация населения происходит под воздействием резкого и устойчивого
изменения условий жизни, значительного и длительного ухудшения социально-
экономического положения, когда утрачиваются духовные и социальные связи с прежней
социальной средой, собственная социальная идентификация, нормы и ценности исходной
культуры и образа жизни. С другой стороны, этот же процесс может происходить в
результате экономически необоснованных и социально неоправданных патерналистских
усилий государства, порождающих иждивенческие настроения и ослабляющих стимулы к
труду, созидательной деятельности. Этому служит также жёсткая регламентация
государством жизни гражданского общества, ограничения человеческой свободы, подавление
инициативы граждан.
Существует и так называемое интеллектуальное люмпенство. Его причиной является
резкий разрыв с традиционной народной культурой, с её фольклорными истоками и нормами,