Понятие психики и психического отражения. Возникновение и развитие психики в
животном мире. Теория А.Л.Леонтьева. Нейропсихологический подход к изучению психики.
Теория А.Р.Лурия. 3 основных структурно- функциональных блока головного мозга.
Сознание – высший уровень развития психики. Социальные и биологические факторы
возникновения сознания. Характеристики сознания. Самосознание. Соотношение
сознательных и несознаваемых процессов в психике.
5. Психические познавательные процессы
Ощущение. Виды и свойства ощущений. Восприятие. Основные отличия ощущения и
восприятия. Виды и особенности восприятия. Внимание. Свойства и виды внимания. Общая
характеристика памяти. Виды памяти. Мышление как высшая форма познавательной
деятельности. Основные виды мышления. Понятие интеллекта. Взаимосвязь мышления и
речи. Речь и язык.
6. Эмоциональные психические процессы
Эмоции как субъективное отношение к миру. Структура и функции эмоций. Основные
эмоциональные состояния: аффект, собственно эмоции, чувства, настроение. Стресс, стадии
стресса. Характеристика эмоций: стыд, вина, обида, зависть, гнев, страх. Роль эмоций в
возникновении психосоматических расстройств.
7. Психология личности
Взаимосвязь биологического и социального в личности. Индивид, личность,
индивидуальность. Биологически обусловленные свойства личности. Темперамент. Теории
темперамента. Психологическая характеристика видов темперамента. Характер. Структура
характера. Акцентуации характера и психопатии: сходства и отличия.
8. Базовые личностные ресурсы
Воля. Структура волевого действия. Волевые качества личности. Мотивация и
потребности в структуре личности. Мотивы достижения и мотивы избегания неудач.
Самооценка и уровень притязаний. Ответственность и свобода личности. Понятие локуса
контроля личности. Характеристики уверенного, агрессивного и неуверенного поведения.
9. Возрастная психология
Психологические характеристики возрастных периодов. Кризис новорождённости.
Особенности развития ребёнка в раннем детстве. Кризис 3-х лет. Психологические
особенности в старшем дошкольном возрасте. Кризис 7 лет. Младший школьный возраст.
Психологические особенности подросткового и юношеского возрастов. Особенности
психологической активности в зрелости. Психология людей пожилого и старческого
возраста.