76
моторики. Болезнь любая, а тем более психическая, накладывает
неизгладимый отпечаток на внешний облик больного. Как же вы-
глядел и как же вёл себя великий писатель?
Предоставим слово исследователям творчества Ф.М. Досто-
евского.
И. Гарин:
«Самый необычный из всех типов русской интел-
лигенции – человек из подполья, – с губами, искривлёнными веч-
ной судорогой злости, с глазами, полными любви новой, ещё не-
ведомой миру, с тяжелым взором эпилептика, бывший петраше-
вец и каторжник, будущая противоестественная помесь реакцио-
нера с террористом, полубесноватый, полусвятой Федор Михай-
лович Достоевский…».
Д.С. Мережковский:
«Его называли сумасшедшим, манья-
ком, отступником, изменником, приглашали даже публику по-
смотреть портрет Достоевского работы Перова как прямое дока-
зательство, что это сумасшедший человек, место которого в доме
умалишённых».
В.С. Соловьев:
«Его глубоко посаженные глаза и сведённое
судорогой лицо с первого взгляда свидетельствовали о том, что
перед нами мятущийся гений, перенёсший долгие испытания».
Луи Леже:
«Взгляните в лицо Достоевского, наполовину –
лицо русского крестьянина, наполовину – физиономия преступ-
ника, плоский нос, маленькие бурящие глаза под веками, дрожа-
щими от нервозности, этот большой пластически вылепленный
рот, который говорит о бесчисленных муках, о глубокой, как
пропасть, скорби, о нездоровых страстях, о бесконечном сожале-
нии и страстной зависти».
Георг Брандес:
Когда какая-нибудь мысль приводила его в
гнев, то вы готовы были поклясться, что встречали эту физионо-
мию на скамье подсудимых или среди бродяг, просящих мило-
стыню у ворот тюрьмы.
Э.М. де Вогюэ:
«Эти высказывания невольно вызывают в па-
мяти теорию небезызвестного Чезаре Ломброзо».
Но Достоевский рисуется и другим:
А.Г. Достоевская:
«Я видела перед собой человека страшно
несчастного, убитого, замученного. Он имел вид человека, у ко-
торого сегодня-вчера умер кто-либо из близких сердцу; человека;
которого поразила какая-нибудь страшная беда».