21
капля того, что называется совестью или искрой божьей, каждый,
пусть сам того не понимая, не может не страдать от этой общече-
ловеческой агрессии против Природы-матери, страдая от соб-
ственной вольной или невольной причастности к этому насилию.
Главный эколог России Алексей Яблоков очень сомневается
в возможности здоровой жизни людей в случае,
«если современ-
ные технократические тенденции развития общества возь-
мут верх… Сохранение цивилизации на Земле возможно
только при соблюдении двух условий: мир между людьми и
гармония человечества с природой. Этого никто не должен
забывать».
В одной из своих книг Яблоков вспоминает, как од-
нажды Валентин Распутин, выступая в защиту российской при-
роды, привёл письмо советского рабочего, оказавшегося побли-
зости от Чернобыльской АЭС во время аварии:
«Пусть я буду
жить в пещере, пользоваться лучиной, но дайте мне возмож-
ность жить!»
Так что насилие – это не только атомные бомбы.
Считаю, что физического и морального неприятия ждут и атом-
ные электростанции. Думаю, что есть такие ошибки человече-
ства, которые природа не прощает, что есть такие направления
мирового развития, которые не нужно было начинать «делать», –
и первую атомную бомбу, и первую АЭС.
А сколько трагических «русских атлантид» покоится на дне
наших рукотворных морей? Ни одной великой реки не оставили
мы своим потомкам в первозданном виде. Обь, Енисей, Лена –
ещё недавно видимые из космоса нетронутыми визитные артерии
планеты и надёжные навигационные ориентиры для инопланетян.
Не отпугивают ли сегодняшних инопланетян наши неожиданные
для них насильственные географические преобразования?
Неужели погубит человечество себя и саму жизнь на ещё во
многом прекрасной планете? Неужели станет затерянным во Все-
ленной человеческий разум с его действительно сияющими вер-
шинами интеллекта – именами общечеловеческих гениев – Лео-
нардо да Винчи, Исаака Ньютона, Виктора Гюго, Луи Пастера,
Фёдора Достоевского, Альберта Эйнштейна? Их много – великих
претендентов войти в «первую десятку величайших».
Насилие – это ещё всё то, что во многих странах поддержи-
вает и страх людей перед произволом преступности, и постоян-
ную неуверенность миллионов в завтрашнем дне. Насилие – не