17
неповторимостью своего пушкинского гения. Чего стоят одна
только песнь Мэри и один только гимн чуме Вальсингама!
Проникаются ли сегодняшние писатели современными миро-
выми и национальными трагедиями «чумных» масштабов с таким
же уровнем участия, как это могли делать Петрарка и Боккаччо,
Дефо и Пушкин?
«Ч
УМА
» А
ЛЬБЕРА
К
АМЮ
В последнем издании «Большой советской энциклопедии»
«Чума» Альбера Камю представлена
«романом-притчей, наве-
янным Движением Сопротивления… через стоическое со-
противленчество…»
Статья подписана С.И. Великовским. Чьё
это мнение? Атрибуты классической притчи как иносказательно-
го поучительного повествования в романе если и присутствуют,
то уж в слишком замаскированном виде. В «Чуме» Альбера Ка-
мю даже при очень большом желании не удаётся обнаружить ни-
каких следов ассоциаций с Движением Сопротивления во время
фашистской оккупации Франции, в котором не мистически, а
действительно участвовал Камю. Да, «Чума» была навеяна, но
навеяна самой чумой, способной ошеломить воображение любого
человека с достаточно развитым воображением. Роман появился
в 1947 году, когда знаменитый французский писатель и философ
Альбер Камю был в самом расцвете своих физических и творче-
ских сил. Так, наверное, совпало, что именно к этому времени
своей жизни Камю увлёкся, может быть, самой необыкновенной
темой из истории великих человеческих катастроф – темой чумы.
Для романа этой увлечённости было вполне достаточно.
И в этом, опять же, нет ничего исключительного. Могла же чума
как тема увлечь в своё время Петрарку и Боккаччо, Дефо и Пуш-
кина. Так что в каких бы то ни было приписках «Чума» как гени-
альный роман гениального художника XX столетия Альбера Ка-
мю не нуждается.
Мистический акцент Камю в изложении чумных событий
можно, естественно, обсуждать и обсуждать долго, но, думаю,
бесполезно. И склонность менталитета романиста Камю к таин-
ственности просто естественный элемент стиля писателя. «Чума»
в целом скорее психологический художественный шедевр, в ко-