На примере этого случая я убедилась в том, как важно полное
объективное обследование ребенка, в том числе осмотр половых
органов. Убедилась и в том, как важна правильная оценка такого
симптома у ребенка первых месяцев жизни, как рвота.
В
заключительном
слове
председатель
клинико-
анатомической конференции, подводя итоги, указывает причину
расхождения диагнозов, и горько мне было слушать о том, что
был дефект в объективном обследовании ребенка. И это был по-
учительный урок на всю жизнь.
В последующем я встречалась с адреногенитальным синдро-
мом у детей. Практическими врачами, как правило, они направ-
лялись с самыми различными диагнозами. Правильная оценка
всех проявлений заболевания и своевременная терапия способ-
ствовали при некоторых формах этой болезни улучшению состо-
яния детей.
Справедливо считается, что патологоанатомические конфе-
ренции – это нужная и необходимая школа, служащая расшире-
нию и углублению врачебного кругозора.
Работая в клинике, я с жадностью поглощала все новинки
отечественной педиатрии. И в этом неоценимую помощь оказы-
вала наша институтская библиотека, где сосредоточено не только
все новое, но и бережно сохраняется незаслуженно забытое ста-
рое. В библиотеке я впервые познакомилась с трудами М. Амбо-
дика – акушера («Повивальное дело»), Н. П. Гундобина – основа-
теля возрастной анатомии и физиологии («Особенности детского
возраста»), и многими другими.
Я продолжала интересоваться сердечной патологией у детей.
В то время диагностика изменений сердца была очень затрудни-
тельна. Ведь кроме перкуссии, аускультации, рентгеновского ис-
следования, ничего другого не имели. Нужно отметить, что элек-
трокардиография стала доступной в педиатрии к концу 30-х –
началу 40-х годов.
В стационаре я курировала двух детей с редкими (в то время)
врожденными пороками сердца – это тетрада Фалло (сложное со-
четание четырех аномалий развития сердца) и дестрокардия в со-
четании с незаращением артериального протока и дефектом ме-
жжелудочковой перегородки. Понятно, что хирургическое лече-
ние врожденных пороков у детей было в зачаточном состоянии.