Стр. 10 - 2

Упрощенная HTML-версия

10
В августе 2003 года мне выслали «Книгу Скорби Украины по
Луганской области» (2001). В списках расстрелянных в ноябре
1942 года я нашла не только своего отца, но и нас пятерых, вы-
живших чудом. При этом в списках не оказалось шестнадцати моих
близких родственников-беженцев, зверски уничтоженных в дороге
к Ростову-на-Дону. Не нашла и своего родного брата, погибшего в
оккупированном Ворошиловграде в сентябре 1942 года.
СИБИРСКИЕ ОГНИ
В поезде из товарных вагонов-теплушек, которые подолгу
стояли и крайне редко двигались, мы полтора месяца добирались
до Омска и ступили на эту землю 18 апреля 1943 года. Все же-
лезнодорожные магистрали были забиты составами, в которых
везли в тыл оставшихся в живых на фронтах. На Запад непрерыв-
ным потоком шли эшелоны с живой силой и военной техникой.
Омск поразил меня большим количеством заводов, эвакуиро-
ванных в 1941 году из Москвы и Ленинграда (завод «Полет»), За-
порожья (завод им. Баранова), Ворошиловграда (завод им. Воро-
шилова) и других городов. Все они начинали работу на пустырях
и в кратчайшие сроки стали выпускать самолеты, танки и другую
военную технику. Но главное, что сразу же привлекло внима-
ние, – общий всенародный подъём.
Сбылось пророчество Михаила Васильевича Ломоносова
(1711-1765), первого русского ученого-естествоиспытателя миро-
вого значения. Предвещал он, что «Россия Сибирью прирастать
будет».
Разрешение на въезд в режимный город Омск мы получили
после тщательной проверки в передвижном «особом отделе» ар-
мии. Устроиться на военный завод после пребывания в оккупа-
ции практически было невозможно. Но ехали мы не на пустое
место, ибо в 1941 году с заводом им. Баранова эвакуировались
несколько семей близких родственников. Они помогли мне полу-
чить паспорт и поступить на работу. 5-го мая 1943 года я впервые
прошла через проходную завода.
Справка:
В ту пору на заводе им. Баранова работал Туполев Андрей
Николаевич (1888-1972) – гениальный авиаконструктор, акаде-
мик АН СССР (1953), генерал-полковник-инженер (1968), три-