6
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Речь – как высшая функция мозга
Речь – одна из самых сложных функций мозга, которая сло-
жилась исторически в процессе материальной преобразующей
деятельности людей, своеобразная форма познания человеком
действительности и средство общения друг с другом [8, 13, 14,
39, 42].
Необходимо отличать речь от языка. Язык – это система зву-
ковых, словарных и грамматических правил, с помощью которых
люди выражают свои мысли, говорят друг с другом, а речь – про-
цесс использования языка в целях общения людей. Речь отражает
мышление человека. Язык и речь неразрывны и едины. Истори-
чески язык любого народа создавался и развивался в процессе
речевого общения людей [42, 52].
Считают, что речь появилась 50 000 лет назад. До настоящего
времени не до конца раскрыты вопросы относительно природы
речи. Самой конструктивной оказалась позиция основателя фи-
зиологии высшей нервной деятельности И.П. Павлова [47, 48,
59], который сформулировал концепцию сигнальных систем дей-
ствительности [83]. Существует две системы анализа сигналов
внешней и внутренней среды: первая анализирует натуральные
сигналы (эта система есть у животных и человека), вторая – обес-
печивает анализ абстрактных сигналов. В основном, с помощью
понятия второй сигнальной системы охватывается совокупность
условно-рефлекторных процессов, связанных со словом. Слово
при этом понимается как «сигнал сигналов» и является таким же
реальным условным раздражителем, как и все другие. Работа
второй сигнальной системы заключается прежде всего в анализе
и синтезе речевых сигналов [13, 14, 17, 40].
Различают устную и письменную речь. Устная речь делится
на пассивную (слушание) и активную, или экспрессивную (гово-
рение). Внутренней речью называют речь «про себя», которая
возникает в процессе мышления, при чтении, в период подготов-
ки к экспрессивной речи и письму, при общении с самим собой.
Она осуществляется беззвучно и в более сжатом виде [35, 36, 37,
72, 80, 96]. Речь обладает двумя независимыми переменными па-