35
века – создании необходимого тонуса коры и модифицируют со-
стояние бодрствования в соответствии с задачами, которые стоят
перед индивидом [35, 36, 37, 60, 84]. Однако амплитудно-
частотные характеристики активности β-диапазона детей с рече-
выми нарушениями достоверно отличаются в сторону снижения
данных параметров в сравнении с таковыми у сверстников кон-
трольной группы. На основании вышеизложенного и данных ли-
тературы [25], можно утверждать об изменчивости активности β-
диапазона у детей с речевыми расстройствами, что подтверждает
лабильность функций фронтальной коры. В отличие от взрослого
человека, ∆-волны могут регистрироваться у дошкольников 4-5
лет в бодрствующем состоянии, что и наблюдалось у исследуе-
мого нами контингента детей во время повторения за взрослым
четверостишия [5, 23, 29, 57]. Наличие активности θ-диапазона у
детей обеих групп в период речи свидетельствует об эмоцио-
нальном типе реакции активации в соответствующей ситуации
[17, 72].
Амплитудно-частотные характеристики ЭМГ детей с рече-
выми расстройствами, в том числе и максимальный размах ам-
плитуд в период речи, не отличаются от таковых у детей без ре-
чевых нарушений. Это подтверждает, что у исследуемого кон-
тингента детей происходит вовлечение всех соответствующих
мышечных волокон в процесс артикуляции. Кроме того, отметим,
что амплитудные значения, полученные при записи ЭМГ детей
основной и контрольной групп, приближены к цифровым дан-
ным, полученным и другими исследователями, занимающимися
изучением биоэлектрической активности круговой мышцы рта
[64]. Вышеизложенное может также косвенно свидетельствовать
о положительной роли логопедических воздействий, оказывае-
мых на воспитанников данного дошкольного учреждения и про-
являющихся в улучшении речевой функции.
Внутригрупповой анализ вегетативных показателей (ЧСС и
ЧДД) установил учащение обоих в состоянии умственной дея-
тельности в сравнении с исходными величинами. Однако меж-
групповых различий в отношении ЧДД выявлено не было, в от-
ношении ЧСС отмечена тенденция к урежению ЧСС у детей из
основной группы в сравнении с детьми контрольной группы. От-
метим, что и дети контрольной группы также склонны к некото-