28
частоты активности α-диапазона по сравнению с детьми из массо-
вого детского сада. Активность β-диапазона менее выражена, сред-
ние значения частоты и амплитуды имеют достоверные различия в
сторону снижения данных показателей в сравнении с показателями
детей контрольной группы (дошкольники из массового детского
сада). Активность ∆-диапазона у детей с речевыми нарушениями
по цифровым значениям достоверно не отличается от аналогичных
показателей детей контрольной группы, хотя имеет тенденцию к
увеличению частоты и амплитуды. Отметим, что ∆-волны могут
регистрироваться у дошкольников (4-5 лет) и в состоянии бодр-
ствования [5, 23]. Зафиксированная нами активность θ-диапазона
как возрастная особенность биоэлектрической активности мозга
имеет только тенденцию к увеличению амплитуды по сравнению с
аналогичными цифровыми данными группы контроля.
На рисунках 7-8 представлены элементы электроэнцефало-
грамм с передне-лобных отведений в состоянии умственной дея-
тельности детей с участием артикуляционного аппарата основной
и контрольных групп соответственно.
При регистрации биоэлектрической активности круговой
мышцы рта (дети повторяли за взрослым четверостишие со сло-
гом «ду») акцентировалось внимание также на частотных и ам-
плитудных характеристиках ЭМГ, обращали внимание на сред-
ние и максимальные значения амплитуд у детей изучаемых групп
(табл. 5). Данные этой таблицы свидетельствуют о том, что при
анализе электромиограмм не установлено достоверных различий
среди показателей частоты и амплитуды у детей с речевыми рас-
стройствами в сравнении со сверстниками из массового детского
сада, в том числе и по максимальным значениям амплитуд.
На рисунках 9-10 представлены элементы электромиограмм
круговой мышцы рта во время повторения четверостишия детьми
основной и контрольной групп соответственно.
На фоне повторения детьми четверостишия была проанали-
зирована ЧСС и ЧДД. Данные представлены в таблице 6.
Анализ ЧСС в этой ситуации достоверных различий между
показателями детей изучаемых групп не выявил, но установил
тенденцию к урежению ЧСС у дошкольников из детского сада
компенсирующего вида (основная группа) в сравнении со сверст-
никами из массового детского сада.