83
еще права гражданства в русском языке... Он положил основа-
ние русской медицинской номенклатуре, и мы пользуемся
плодами трудов его, не сознавая происхождения их», – пишет
Я. Чистович.
При Амбодике и благодаря его трудам школа для пови-
вальных бабок при Воспитательном доме превратилась в
учреждение более высокого типа – в Повивальный институт.
Интересно отметить, что хотя Максимович – Амбодик нес
основную практическую и педагогическую работу в Воспита-
тельном доме и в госпитальных лекарских школах, и Меди-
цинская коллегия, конечно, хорошо знала ему цену, однако он
все время был на вторых, ролях. Во главе родильного отделе-
ния Воспитательного дома и детища И. М. Амбодика – Пови-
вального института, стоял не он, а немец Моренгейм, лейб-
медик великой княгини Марии Федоровны.
Свой многолетний опыт акушерской практики и препода-
вания Амбодик обобщил в капитальном труде, первом русском
оригинальном двухтомном учебнике акушерства «Искусство
повивания, или наука о бабичьем деле».
Четкие, ясные и в то же время художественно оформлен-
ные многочисленные анатомические рисунки (гравюры на де-
реве) являются не случайными иллюстрациями, а воспроизво-
дят наглядные пособия, которыми пользовался Н. М. Макси-
мович для преподавания.
Основной проблемой улучшения родовспоможения в Рос-
сии Н.М. Максимович считал, как бы теперь сказали, пробле-
му кадров. В невежественных бабках, калечивших матерей и
детей, он видел главную причину огромной заболеваемости и
смертности рожениц и новорожденных. «Большая часть мни-
мых бабок, – писал Амбодик, – может быть разделена на три
рода: либо они суть совершенные невежды, суеверны и сума-
сбродны; либо трусихи и боязливы; либо упрямые, излишне на
себя полагающиеся и ничьих добрых советов не приемлющие.
Жалки те родильницы, кои в руки таковых бабок попадаются».
Грамотная, умелая повивальная бабка – вот в чем видел Амбо-
дик разрешение вопроса о спасении жизни и охране здоровья