Стр. 24 - 2

Упрощенная HTML-версия

24
помощи, результаты деятельности невежественных бабок и
знахарок.
«Ни в какой области народной жизни, – отмечает В. Ф.
Демич, – суеверие не проявляется с такой силой, как в деле ле-
чения и воспитания детей». Авторы, исследовавшие русскую
народно-бытовую медицину (Демич, Попов, Змеев и др.), го-
ворят о множестве предрассудков, суеверий и иногда совер-
шенно диких обрядах, связанных с уходом за детьми, их бо-
лезнями и лечением.
Однако трактовка народных обычаев по уходу за детьми
как сплошь нерациональных и диких совершенно неправильна
и неисторична. Сквозь шелуху об-
рядовых наслоений нужно видеть
то рациональное начало, которое
нередко в них заключалось. Так,
например, встречавшийся в неко-
торых местностях на Руси обычай
введения в ноздри засохшего
оспенного гноя, распространенный
с древнейших времен обычай в Ки-
тае, представлял собой один из
первобытных способов предохра-
нительной прививки, как и перенос
того же засохшего гноя в насечки
на коже у индусов.
Имеется множество описаний
злоупотреблений баней в отноше-
нии детей, избиения детей банным
веником, обжигания кипятком, па-
ром и т.д. (рис. 12). Однако бес-
спорно, что в ряде случаев русская
баня являлась основным провод-
ником гигиенических навыков в
народную жизнь и, в частности,
была единственной мерой борьбы с антисанитарными услови-
ями, в которой содержался ребенок.
Рис. 12. Johann Georg Heck
художник,
Henry Winkles гравер (1853).
Русская баня, фрагмент