140
ГЛАВА V
ВЕДУЩИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ
НАУЧНЫЕ ПЕДИАТРИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
Выделение педиатрии в самостоятельную медицинскую
дисциплину в России произошло в XIX в. Прежде детей лечи-
ли лишь на дому и самые общие вопросы тактики выхажива-
ния детей излагали акушеры или терапевты. В России наибо-
лее известными являются публикации С.Г. Зыбелина,
А.И. Данилевского.
В конце XVIII и начале XIX веков в России издано не-
сколько переводных книг по педиатрии, наиболее ценными из
них были: «Руководство к познанию и врачеванию младенче-
ских болезней» Н. Розен фон Розенштейна (1764, перевод –
1794 г.) и «Руководство к познанию и лечению детских болез-
ней» А. Генке (1809, перевод – 1827 г., под редакцией и с до-
бавлениями Е. О. Мухина). Стоит подчеркнуть, что уже в мо-
мент зарождения педиатрии в России была четко осознана
необходимость медицинского образования населения, популя-
ризации медицинских знаний. Примерами могут служить из-
данные Вольным экономическим обществом обстоятельные
книги для родителей Кондратия Ивановича Грума.
В конце XIX – начале XX вв. отмечается подъем в разви-
тии отечественной педиатрической науки, чему в значитель-
ной мере способствовала плодотворная деятельность Н.Ф. Фи-
латова в Москве и И.П. Гундобина в Петербурге. Труды И.Ф.
Филатова «Семиотика и диагностика детских болезней»,
«Лекции об инфекционных болезнях», «Лекции по желудочно-
кишечным заболеваниям у детей», «Клинические лекции» и
другие работы явились основой русской педиатрической лите-
ратуры и быстро поставили ее в один ряд с зарубежной, насчи-
тывающей тогда уже многие годы существования. Эти книги
выдержали ряд изданий и оказали большое влияние на разви-
тие педиатрии и на подготовку врачей-педиатров.