132
времена казавшееся чрезвычайно трудным, значительно усо-
вершенствовали: С. Г. Фогель, К. Билляр, Г. Жадело,
Ф. А. Пипер, И. Лебиш и многие другие. Диететическая и те-
рапевтическая часть Педиятрики развита не только в выше-
приведенных сочинениях Гуфеланда, Формея, Рихтера, Боера,
Генке и пр., но и в особых сочинениях, изданных: В. Кедоге-
ном, В. Моссом, П. Кампером, Д. Сосеротом, X. В. Гуфелан-
дом, П. Франком, Л. А. Гелисом, Ф. Л. Мейснером, К. Ф. Тур-
туалем, Л. Ф. Френкелем и др.; наконец, учреждение врачеб-
ных институтов для больных детей доставило существенную
подпору к полному развитию педиатрического учения. Со-
бранные в таких институтах наблюдения сообщили: Л. А. Ге-
лис – главный врач Венского института для больных детей,
М. Жадело – главный врач Парижской больницы детской,
Ф. Депп – главный врач С.-Петербургского воспитательного
дома, И. Ф. Вейссе – главный врач С.-Петербургской детской
больницы.
§ 15. Однако при таком, весьма недавнем, развитии полно-
го учения Педиятрического, самое издание отдельных сочине-
ний, относящихся собственно к Педиятрике, началось, как
выше (§ 8) показано, уже три века перед этим. Поэтому легко
усмотреть можно, что в наше время литературный запас педи-
ятрический должен быть довольно значительный.
§ 16. Наконец, при таком развитии педиятрического уче-
ния очевидно и то, что самое учение Педиятрики существенно
облегчается чрез надлежащий запас предварительных сведе-
ний, и сверх того, чрез постепенный переход от теоретическо-
го к практическому исследованию детского организма: потому
что физиологико-диететические и патолого-терапевтические
отличия детского организма, общие и особенные, объясняются
через сравнение его с организмом взрослого человека. След-
ственно, для успешного упражнения в педиятрических пред-
метах необходимо требуется предварительное изучение всех
прочих частей теоретической и практической медицины. При
самом учении педиятрических предметов также необходимо и
то, чтобы сперва вообще рассмотреть отличия детского орга-