304
и возможности играть определяющую роль при принятии ре-
шений, затрагивающих его телесное и (или) асоциальное бла-
гополучие. Человек должен рассматриваться как «хозяин» сво-
его тела, без чьего осознанного и добровольного разрешения в
принципе не должны проводиться никакие манипуляции: ис-
следовательские, профилактические, диагностические и лечеб-
ные. Ему также принадлежат определенные права на доступ,
контроль и распоряжение клинической, медико-биологической
и иной информацией, полученной медиками в рамках прово-
димого ими исследования.
Человек уважается как личность, если он на деле признает-
ся в качестве ответственного «автора» своей неповторимой и
уникальной истории жизни (биографии).
2. Принцип
благотворительности и милосердия составляет
сердцевину призвания врачей и других медицинских работни-
ков. Он ориентирует медиков из чувства сострадания руковод-
ствоваться прежде всего благом данного конкретного пациента,
отодвигая на второй план иные мотивы своей деятельности:
познавательные, педагогические, коммерческие и т. д.
3. Справедливость предполагает принципиальное равен-
ство возможностей для людей с точки зрения: а) доступности
медицинской помощи и распределяемых медицинских услуг; б)
вероятности разделить бремя риска для здоровья и жизни,
страданий и ответственности.
4. Медицина является древнейшей и важнейшей формой
проявления солидарности как принципа, обеспечивающего
выживание отдельного человека и человечества в целом. Бо-
лезни и травматизм затрагивают наши общие перспективы и
интересы. Поэтому в наших общих интересах способствовать
по мере возможности прогрессу медицинской науки и практи-
ки. Следует уважать готовность человека из чувства солидар-
ности добровольно участвовать в качестве «объекта» клиниче-
ских испытаний и медико-биологических экспериментов.
Сформулированные выше принципы относятся друг к дру-
гу по принципу дополнительности и не находятся между собой
в отношениях иерархической зависимости.