Стр. 153 - 2

Упрощенная HTML-версия

153
научного исследования и общий интерес к научной теории имеют
огромное значение, поскольку приводят людей к более правиль-
ной оценке результатов духовной деятельности. Но содержание
научной теории само не создает моральной основы поведения
личности».
Можно ли согласиться с позициями ученых? Почему «науч-
ное мышление», «содержание научной теории» не могут быть ос-
нованием для этических ценностей? Поясните мысль Эйнштейна
о соотношении науки и этики. В чем особенность соотношения
медицинской науки и этики?
Задание 15.
Ж.Ж. Руссо полагал, что наука сыграла отрица-
тельную роль в нравственном состоянии общества. Он аргумен-
тировал свою точку зрения тем, что развитие науки способство-
вало распространению
рационализма
в обществе, а
господство
разума
над чувствами не является благом, так как доброе сердце
предпочтительнее глубокого ума.
Подумайте, в чем кроется опасность «рационализма» и «гос-
подства разума»? Подтверждаются ли опасения Руссо современ-
ным состоянием культуры?
Задание 16.
«Важная моральная проблема, лежащая вне са-
мой науки, но необходимо предшествующая научному исследо-
ванию, касается выбора объекта исследования: всюду ли допу-
стимо искать истину?» (Александров А.Д.)
Согласны ли Вы с этим утверждением? Есть ли у науки право
вторгаться во
все
области действительности, в частности, – ис-
следовать интимный мир человека, его подсознание, сознание? К
чему может привести вседозволенность научного познания, осо-
бенно в области познания человека?
Задание 17.
Какие из приведенных высказываний отражают
позицию сциентизма? Какие высказывания отражают диалекти-
ческий взгляд на науку?
Только наука способна адекватно познать действительность
Наука разделяет, огрубляет, омертвляет материальные объек-
ты и процессы, она не способна дать целостного постижения
явления, это – дело интуиции, искусства и религии