Стр. 146 - 2

Упрощенная HTML-версия

146
Последнее приводит к тому, что "для искусственно создан-
ных субъектов вследствие этого возникает новый вид отношения
к самим себе, глубоко затрагивающий их органический суб-
страт". Это обстоятельство высвечивает, по мнению Хабермаса,
ранее плохо продуманную проблему. "До сих пор секулярное но-
воевропейское мышление, равно как и религиозная вера, могли
исходить из того, что генофонд новорожденного и, следователь-
но, исходные органические условия его будущей истории жизни
исключаются из сферы осуществляемых другими лицами про-
граммирования и целенаправленной манипуляции". Случайные
процессы оплодотворения и непредсказуемость хромосомных
обменов создает важное условие неуправляемости природным
даром. В этом своеобразная основа "эгалитарности", т.е. равен-
ства межличностных отношений. То, что человек получает в
начале жизни, как результат природной лотереи, не зависит от
его социального положения и заслуг его родителей. По Хаберма-
су, неуправляемость генетическими задатками будущего челове-
ка является важной предпосылкой его самосознания как свобод-
ной личности. Поэтому, "как только взрослые начнут рассматри-
вать желательный генетический арсенал потомков как продукт,
форму которого можно изменять, придумывая по собственному
усмотрению подходящий дизайн, они начнут использовать в от-
ношении собственных творений, получаемых в результате гене-
тических манипуляций, такой тип управления, который вторгает-
ся в соматические основы спонтанного отношения к себе и этиче-
ской свободы другой личности; этот тип управления, как пред-
ставлялось прежде, допустим лишь по отношению к вещам, но не
в отношении к людям".
Причем как только потомки начнут сознавать себя в качестве
изделий, то возникнет возможность, что они "могут потребовать
отчета от создателей своих геномов, возложив на них всю ответ-
ственность за нежелательные, с их точки зрения, последствия ис-
ходного органического состояния истории их жизни". Причем
потребовать отчета не только в моральном, но и в чисто правовом
и даже финансовом смысле. Хабермас отмечает: "Эта новая
структура ответственности возникает вследствие стирания гра-
ницы между людьми и вещами – точно так же как это происходит
сегодня в случае с родителями ребенка-инвалида, которые, при-