145
делие. По мнению наиболее либерально мыслящих энтузиастов
биотехнологического прогресса – все это приведет к "освобожде-
нию женщины от бремени репродуктивных функций" для твор-
ческой социально полезной деятельности и, добавим от себя, ста-
нет еще одним фактором преобразования женской и мужской са-
моидентичности.
Технологии "терапевтического клонирования" с целью полу-
чения эмбриональных стволовых клеток создают своеобразный
"биологический конструктор", с помощью которого практически
каждая часть человеческого тела может быть заменена "запча-
стью", изготовленной из клеток самого тела. С ее помощью мож-
но будет продолжить евгеническую работу, начинающуюся на
уровне гамет, уже на стадии взрослого организма, исправляя воз-
можные ошибки первого этапа и продолжая процесс совершен-
ствования биологических качеств.
Таковы биотехнологические основания для идеологии либе-
ральной евгеники, которая с каждым годом завоевывает все
больше и больше сторонников.
Анализ идей либеральной евгеники Ю. Хабермасом
Последствия принятия идеологии либеральной евгеники, ко-
торые, с точки зрения Хабермаса, являются наиболее философски
значимыми, т.е. затрагивают основы самоидентичности совре-
менного человека.
Первое и главное следствие заключается в том, что природ-
ные предпосылки существования человека, которые ранее были
"даны", или в крайнем случае могли быть "выращены", теперь
становятся объектом целенаправленных биотехнологических ма-
нипуляций. Как следствие, разрушается принципиальное разли-
чие, которое Гельмут Плеснер феноменологически описал как
оппозицию "быть телом" в силу погруженности в природную
жизнь (в здесь-теперь) и "иметь телесную оболочку" как резуль-
тат целесообразного преобразования данного здесь-теперь из
"экс-позиции" центральной инстанции ("ничто"). Тем самым те-
ряется разница между природным и искусственным в телесной
фактуре человеческого существа.