73
2. Часто И. Канта называют агностиком. Почему можно не со-
гласиться с этой оценкой?
3. Почему И. Канта не рассматривает рациональные доказа-
тельства бытия Бога в качестве истинных?
4. Почему формула нравственного закона, по мысли Канта, не
должна заключать в себе никакого указания на действитель-
ное содержание мотивов и интересов, которыми человек
обычно руководствуется в своих действиях? Будет ли мо-
ральным поступок, если он совпадает с велением нравствен-
ного закона, и, одновременно, человеку его приятно и выгод-
но делать?
5. Можно ли согласиться с Кантом в том, что вопрос «Что я
должен делать?» связан со свободой человека и одновременно
сам вопрос есть показатель осознания нами нашей свободы?
6. Исходя из представления о категорическом императиве, по-
ясните, чем поступок, совершенный из чувства долга отлича-
ется от поступка, соответствующего долгу?
7. Поясните следующую мысль Канта: «благодаря тому, что че-
ловек может ставить перед собой сознательные цели, возни-
кает мир культуры. Тем самым, в основе культуры лежит
принцип «субъективной целесообразности»».
8. Как вы думаете, в чем состоит значение этических взглядов
Канта для медицинской этики? Какие проблемы медицин-
ской этики затрагивает этическое учение Канта?
9. Прокомментируйте слова Канта: «Две вещи наполняют душу
всегда новым и все более сильным удивлением и благогове-
нием, чем чаще и продолжительнее я размышляю о них – это
звездное небо надо мной и моральный закон во мне».
10. Можно ли согласиться с И. Кантом в том, что вопрос «Что
есть человек?» является центральным вопросом философии?
11. От каких притязаний вынужден был отказаться человеческий
разум в результате критики, осуществленной Кантом?
12. Как бы вы могли пояснить следующее высказывание И. Кан-
та: «В действительности практическое понятие свободы не
имеет ничего общего со спекулятивным понятием… Мне со-
вершенно безразлично, откуда первоначально возникло для
меня то состояние, при котором я должен действовать.
Я только спрашиваю, что мне нужно теперь делать…».