40
•
познакомиться с основными идеями и философскими про-
блемами данного периода
•
получить представление об этапах развития средневековой
философской мысли и ее направления
•
показать значение схоластики для дальнейшего развития ев-
ропейской философской мысли и формирования научного
мировоззрения
М
ЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Семинарское занятие № 1
1.
Формирование средневековой философии тесно связано с
историей христианства как особого религиозного учения и куль-
турой Римской Империи конца I в. до н.э. – I в. н.э. в. В связи с
этим, определите причины популярности христианского учения
среди интеллектуалов эллинистической эпохи. Рассмотрите идеи,
которые благодаря библейскому посланию вошли в пространство
философской мысли: понимание Библии как «боговдохновенного
текста», идея личного Бога, идея творения, идея человека как
«любимейшего творения» Бога, открытие веры как особой спо-
собности души, христианское понимание любви как божествен-
ной благодати. Объясните, почему эти идеи, с одной стороны,
могли вызывать живой и серьезный интерес, а с другой – явля-
лись «безумием» для «эллина» и представляли собой «самую ра-
дикальную переоценку ценностей в истории человечества»?
Поясните, почему первые апологеты христианства (Тертул-
лиан, Климент Александрийский, Ориген) заявляли о том, что
«эллинская философия» вела человечество к христианству, зна-
чит философия не может быть просто отброшена, а должна быть
подчинена Богопознанию как движению христиан к истинной ве-
ре (предмет размышления богословия и философии один). К чему
привело подобное отношение к эллинскому наследию? Способ-
ствовало ли это созданию пространства теологической и фило-
софской рефлексии библейских текстов?
Христианская теология началась как
апологетика
и ее целью
была защита христианской веры, при этом мы можем говорить о