15
Являясь своеобразной «дисциплиной ума», философия
научает человека способу мышления, отличному от мышления
обыденного и научного. Нельзя отрицать того, что философия
связана с обыденным мировоззрением – их волнуют схожие про-
блемы: что есть жизнь и смерть, справедливость и счастье, добро
и зло. Однако обыденное мировоззрение носит достаточно узкий
и утилитарно-бытовой характер, отдельные принципы здесь ча-
сто несовместимы друг с другом и порой противоречивы. Обы-
денное мировоззрение не формулируется в виде четких аргумен-
тированных и обоснованных утверждений. Философскому мыш-
лению свойственна некоторая постоянная «неудовлетворенность»
существующим: будь то понимание чего-либо или знание о чем-
либо. Эта «неудовлетворенность» вынуждает на поиск того,
что
есть то,
что раньше было привычно-понятным и объяснимым.
Встреча с философией способна «пробудить» человека и
именно это пробуждение сравнивается со «вторым рождением»
человека уже как личности. В этом отношении необходимо про-
яснить значение философского знания для врача, но не столько
как для специалиста в определенной области знания, сколько как
для личности. Иллюстрацией ценности и значимости данной свя-
зи может быть высказывание известного римского врача и мыс-
лителя Галена: «Чтобы стать лучшим медиком, надо быть истин-
ным философом».
П
РОБЛЕМНЫЕ ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Пифагор говорит о философии как о «любви к мудрости»,
«любви к познанию», тем самым противопоставляя филосо-
фию и мудрость. Подумайте, чем отличается мудрец от фи-
лософа?
2. Чем можно объяснить разнообразие философских взглядов и
философских позиций? Для ответа на данный вопрос обрати-
тесь к размышлениям известных философов:
•
«Человеческое мышление бывает более индивидуально,
чем эмоции,… В познании философском познается це-
лостное существо человека. Философия не социальна,
философия персональна» (Н. Бердяев).