132
Поясните мысль И. Пригожина о том, что «искусственное
может быть детерминированным и обратимым. Естественное, в
свою очередь, непременно содержит элементы случайности и не-
обратимости».
Новое понимание процессов самоорганизации, представлен-
ное в синергетике, подводит нас и к новому пониманию мира:
чем новый взгляд на мир отличается от традиционного?
П
РОБЛЕМНЫЕ ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Как соотносятся по своему содержанию понятия «бытие» и
«материя»?
2. Прокомментируйте утверждение Парменида: «Небытия не
существует. Что существует – может быть мыслимо, что не
существует – не может быть мыслимо». Как Вы считаете, по-
чему бытие связано с мышлением, можно ли, исходя из это-
го, говорить о том, что небытие можно понимать, как отсут-
ствие мысли?
3. Приведите примеры суммативной, функциональной и орга-
нической систем.
4. Как Вы считаете, почему вопросы «Что есть все?», «Почему
есть нечто, а не ничто?», «Что лежит в основе всего?» явля-
ются философскими вопросами?
5. Чем физическое время отличается от времени психологиче-
ского?
6. В чем состоит мировоззренческий характер проблемы бытия?
7. Как бы Вы прокомментировали следующее высказывание:
«Бытие – это то же самое, что незаконная радость. Нет ника-
ких причин к тому, чтобы мы были, и тем радостнее быть, и
тем больше продуктивной гордости можно от этого испы-
тать» (М.К. Мамардашвили).
8. Как Вы считаете, почему проблема бытия всегда была в цен-
тре философского знания, почему проблема бытия не может
считаться устаревшей или окончательно разрешенной?
9. Как вы считаете, имеет ли значение проблема самоорганиза-
ции открытых систем для медицинского знание? Ответ обос-
нуйте.