11
Пневма, 2001. С. 5-15; Хайдеггер М. Что такое философия// Во-
просы философии. – 1993. – №8.; Мамардашвили М.К. Появление
философии на фоне мифа/ М.К. Мамардашвили. Философские
чтения. – СПб.: Азбука – классика., 2002. С. 11-26).
Религиозное мировоззрение, отличает от мифологического
отсутствие синкретизма в восприятии мира. Мир здесь поделен
на две части: мир человека/мир природы и мир сверхъестествен-
ный (мир божественный). Религиозное мировоззрение включает в
себя такие элементы, как вероучение, религиозная организация
(церковь), культ (система обрядов и таинств). Ядром религии яв-
ляется вера. Обращаясь к учебной литературе, рассмотрите сход-
ство и те связи, которые существуют между философией и рели-
гией, так же укажите сильные и слабые стороны религиозного
мировоззрения. Поясните, почему
критичность
(удивление и со-
мнение – своеобразный «корень» философской мысли) является
отличительной чертой философского мышления по сравнению с
религией, а так же идеологией.
Соотношение философского и научного мировоззрения –
один из сложнейших вопросов, Зачастую многие философы
отождествляли и отождествляют философию с наукой. Так В.
Вундт (философ 2 пол. XIX – нач. XX вв.) писал: «… философия
есть всеобщая наука, имеющая своей целью соединить в единую
беспротиворечивую систему познания, добытые специальными
науками, и свести всеобщие употребляемые наукою методы и
предпосылки познания к их принципам». И наука, и философия
оказываются рациональными способами познания, знания в этих
областях носит системный и упорядоченный характер. Поясните,
в чем проявляются данные черты сходства. Однако цели науки и
философии различны, так же различны методы получения зна-
ний. Философ «мысленно рассматривает» мир, выявляя в нем то,
что обозначается как «всеобщее» – предельные основания, сущ-
ность вещей и явлений, единое во многом, многообразный мир в
его единстве. Ученый смотрит на мир не «вообще», он видит
конкретную часть, сторону мира – мир растений, мир человека,
мир политики, микромир и т.п. Ученый стремится понять мир,
исходя из самого мира независимо от самого себя, независимо от
времени, от идеологии, от ценностей. Поясните данную «ано-
нимность» ученого, чем она обусловлена? Вместе с тем наука и