10
стижения и объяснения мира. К важным чертам относят синкре-
тизм (представление о единстве, слитности человека и природы)
и антропоморфизм (на явления природы, богов проецируются че-
ловеческие черты; но коме этого, мир рассматривается как нечто
живое
, открытое человеку, вступающее с ним в диалог и говоря-
щее своим существованием о себе самом
1
). Исходя из указанных
черт, мыслить мифологически – значит мыслить по аналогии.
Синкретичность мышления не допускает обособленность и отде-
ленность человека от мира. Важной чертой мифа является то, что
он, как подчеркивает А.Ф. Лосев, не есть результат «абстрактной
работы мысли», не есть результат «логического анализа бытия».
Мифологическое сознание оперирует только с реально суще-
ствующими объектами, с «максимально конкретными явления-
ми». Миф является не сказкой, не домыслом, не рассказом о по-
тустороннем, а выражением «
жизненных и насущных
потреб-
ностей человека». Он основан не на формально логическом по-
нимании, но в большей степени на чувственном, эмоционально-
образном отношении человека к окружающей действительности.
Обращаясь к рекомендованной учебной литературе, опреде-
лите, в чем состоит различие и сходство между философским и
мифологическим мировоззрением, определите сильные и слабые
стороны мифологического мировоззрения. Обратите внимание на
то, что возникновение философии происходит «на фоне» мифа:
сама философия долгое время сосуществует вместе с мифологи-
ческим мировоззрение. Подумайте, что могло обусловить обра-
щение человека к философии (Логосу) в то время, когда сильна
была традиция мифа, чем это можно объяснить? (См.: Антисери
Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней.
Античность и Средневековье/ перевод С.А. Мальцевой. – СПб.:
1
Для человека с мифологическим мировоззрением, как отмечает М. Элиа-
де, мир – Космос «живет» и «говорит». Сама жизнь Космоса является до-
казательством его сотворения богами и боги являются человеку через саму
жизнь мира. Именно поэтому на определенной стадии развития цивилиза-
ции человек начинает осознавать себя как
микрокосм
. Он – «часть Сотво-
ренного богами; иначе говоря, он обнаруживает в себе то «святое начало»,
которое он приписывает Космосу. Из этого следует, что его жизнь анало-
гична космической жизни, которая в свою очередь становится прообразом
человеческого существования».