234
реходит в узкий длинный мышечный тяж, заключенный в меж-
желудочковую перегородку. Он называется атриовентрикуляр-
ным пучком, или пучком Гиса. Пучок Гиса разветвляется, обра-
зуя две ножки, от которых приблизительно на уровне середины
перегородки отходят волокна Пуркинье, также образованные
атипической тканью и формирующие субэндокардиальную сеть в
стенках обоих желудочков (рисунок).
Таким образом, проводящая система сердца представляет со-
бой совокупность специфических узлов, пучков и волокон, кото-
рые обладают способностью генерировать и проводить электри-
ческие импульсы ко всем мышечным элементам сердца. Основ-
ным узлом, подавляющим и контролирующим функцию осталь-
ных элементов проводящей системы, является синусовый узел,
называемый еще водителем ритма. Генерируемые в нем через
равные промежутки времени (с частотой 60-70 раз в минуту)
электрические импульсы распространяются по сердечной мышце
(миокарду) предсердий и к следующему узлу, называемому пред-
сердно-желудочковым, или атриовентрикулярным (АВ). От атри-
овентрикулярного узла импульс распространяется по правой и
левой ножкам пучка Гиса и волокнам Пуркинье к миокарду пра-
вого и левого желудочков, соответственно.
Функция проводимости в сердце имеет электротоническую
природу. Она обеспечивается низким электрическим сопротивле-
нием щелевидных контактов (нексусов) между элементами ати-
пического и рабочего миокарда, а также в области вставочных
пластинок, разделяющих кардиомиоциты. В результате, сверхпо-
роговое раздражение любого участка вызывает генерализованное
возбуждение всего миокарда. Это позволяет считать ткань сер-
дечной мышцы, морфологически разделенную на отдельные
клетки, функциональным синцитием.
Возбуждение миокарда зарождается в синоатриальном узле,
который называют водителем ритма, или пейсмекером первого
порядка, и далее распространяется на мускулатуру предсердий с
последующим возбуждением атриовентрикулярного узла, кото-
рый является водителем ритма второго порядка. Скорость рас-
пространения возбуждения в предсердиях составляет в среднем
1 м/с.