человека «слабое место» налагается непереносимая психофизическая нагрузка (например, в
ситуации психологического стресса), в результате чего наступает болезнь.
Являясь сторонником многофакторного подхода в психосоматической медицине, Ф.
Александер выделял три группы переменных влияющих на возникновение и течение
психосоматических заболеваний. В первую группу факторов входят особенности
конституции, соматическая предрасположенность или уязвимость органа, которые
определяются генетическими особенностями, родовыми травмами, заболеваниями
перенесенными в раннем детстве. Во вторую группу входят личностные особенности,
которые закладываются в раннем детстве и определят психологическую уязвимость в
стрессовых ситуациях в зрелом периоде жизни (примерами личностных особенностей
являются замкнутость, тревожность, недоверие к миру, враждебность, склонность к
депрессиям или зависимости и др.). И, наконец, третья группа факторов представляет собой
жизненные ситуации, которые актуализируют бессознательный конфликт.
В концепции объектных отношений, авторами которой являются Кляйн, Винникот,
Кернберг, личность рассматривается «как результат связей людей с внешним миром, которые
запоминаются (интернализируются) разумом в виде «объектных отношений». Объекты – это
люди, с которыми человек вступает в отношения во внешнем мире, а также внутренние
психические представления, которые создаются человеческим разумом на основе этих
отношений. Детство рассматривается как период наиболее активного становления личности,
хотя внутренние объектные отношения могут быть изменены в зрелом возрасте» [3; c. 81].
В процессе развития у ребенка формируется система внутренних «объектов»,
например, формируются объекты матери, отца и других значимых людей, а также способы
взаимодействия с ними. Т.о. внутренний мир представляет собой модель внешнего мира в
психике и может содержать в себе неразрешенные конфликты, имеющие место в прошлом. В
дальнейшем сформированная внутренняя модель значимых объектов используется человеком
для предсказания поведения представителей окружающего мира и построения
взаимоотношений с окружающими людьми. Например, неразрешенные конфликтные
отношения со значимой фигурой родителя могут найти свое воплощение в отношениях с
супругом или собственным ребенком.
Кроме того, представителями данной концепции рассматривается вопрос об отделении
ребенка от значимых объектов, в первую очередь от матери. Речь идет не о физическим
разделении или разрыве отношений, а о развитии внутреннего чувства полноценного
психического функционирования независимо от матери и восприятии самого себя как
отличающегося от других людей. Процесс психологического отделения от родителя
необходим для построения собственной уникальной идентичности и формирования зрелых
взаимоотношений с окружающим миром.
Таким образом, нарушение объектных отношений, сильная психологическая
привязанность и зависимость от родителя могут способствовать формированию
психосоматического симптома. Невозможность контакта со значимыми объектами может
компенсироваться патологическими формами поведения (навязчивости, страхи, переедание,
алкоголизм и др.) или психосоматической симптоматикой.
В концепции «личностных профилей», автором которой является Фландерс Данбар,
рассматривается связь между соматическими реакциями и определенными личностными
параметрами. Ф. Данбар предполагает, что личностные профили (совокупность устойчивых
черт) имеют важное диагностическое и прогностическое значение. Таким образом, не просто
содержание аффективного конфликта оказывается специфичным для болезни, а
взаимодействие определенных особенностей личности с психологическими факторами
внешней среды (семейными, личными, профессиональными).