3. Эмпирический. Наблюдения и некоторые факты принимаются за существо
болезни. Так возникло
онтологическое
(ontos – существо) представление о сущности болезни,
которая вызывается проникшим в организм человека каким-то существом. Оно
характеризовалось некоторой наукообразностью (счет чисел, расположение светил и т.п.). В
период рабовладения болезнь связывали с неблагоприятным расположением светил, цифрой
13 и считали, что болезнь является результатом действия на человека разгневанного
божества. Так, до настоящего времени сохранился термин «сглазить».
По мере развития культуры, особенно в древней Греции, письменности появляется
новое представление о сущности болезни –
гуморальное,
основоположником которого явился
Гиппократ. В основе его взглядов лежит философское учение Пифагора и Эпидокла. Они
считали, что весь мир состоит из 4 элементов: воды, огня, земли и воздуха.
Гиппократ утверждал, что тело человека состоит из твердых частей (кости, жилы,
сосуды) и жидких влаг (кровь, слизь, желчь черная и желчь желтая). Последние, передвигаясь
и смешиваясь в теле человека, определяют все жизненные проявления и воздействуют на них.
Он считал, что в строении человеческого тела существует незримая гармония, выражающаяся
в правильном смешивании жидких влаг
(кразис)
организма, что характерно для здоровья.
Нарушение правильного смешивания влаг
(дискразия)
приводит к болезни. Он считал, что
человек обладает естественными силами, способными бороться против болезни. Природа, по
мнению Гиппократа, стремится подавить болезнь, поэтому он призывал врача, прежде всего,
помогать природе.
Положительное в учении Гиппократа:
1. Сохранилась до наших дней терминология, предложенная Гиппократом
(нефрит, пневмония и др.).
2. Сохранились
некоторые
принципы
лечения:
кровопускание,
дача
слабительных, потогонных.
3. Особое место в учении Гиппократа занимали его морально-этические
установки – «
клятва Гиппократа»
.
Канадский невропатолог и нейрохирург Пенфилд (1891–1976) издал книгу о
Гиппократе, назвав ее «Факел».
Одновременно с этим появилось другое направление, представители которого
происхождение болезни ставили в связь с изменением плотных составных частей
человеческого тела. Его назвали
солидарным
(solidus – плотный). Оно возникло на основе
атомистического учения Демокрита, по мнению которого, все тела, составляющие природу,
включая и человека, состоит из атомов – мельчайших частиц. Болезнь же возникает как от
изменения формы атомов, так и от неправильного расположения их.
Безусловно, что приведенные взгляды на болезнь примитивны. Они не могли раскрыть
сущность болезни и способствовать разработке эффективного лечения больных. Важно, что
представители гуморального и солидарного направления связывали развитие болезни с
материальными изменениями тела человека.
Известный римский врач и естествоиспытатель Гален (II век н.э.) создал новую
теорию медицины, взяв самое существенное от Гиппократа и других видных медиков
прошлого. Носителем жизни Гален считал пневму – жизненное начало, поступающее в
организм с воздухом и провляющееся в виде трех пневм:
психической
, находящейся в мозгу,
жизненной
– в сердце и
физической
– в печени. Признавая 4 влаги по Гиппократу, Гален
главное значение в возникновении болезни придавал изменениям крови. Он считал, что
между структурой органа и его функциями имеется предустановленная гармония (элемент
теологии), которая и нарушается при болезни. Эти взгляды на болезнь сохранялись на
протяжении последующих 15 веков.