Стр. 314 - 2

Упрощенная HTML-версия

314
первая»); приставка с ослабляющим или приблизительным оттенком значения; личное
местоимение, заявляющее и позиционирующее человека по отношению к другому.
Исходя из приведенных этимологий слова «язык», под этим словом можно
понимать
отзвук мировосприятия, мироощущения определенной общности людей,
посредством слова выражающийся в различных видах речи.
Происхождение языка как речи связывается лингвистами с происхождением
народов.
Родословная народов мира описывается в книге Бытия словами: «Это семейства
сынов Ноя по родам их, по народам их. От этих разделились народы на земле после потопа».
В Бытие даются родословные, идущие от трех сынов Ноя: Сима, Хама и Иафета. Любой
народ, на каком бы континенте он ни жил, согласно Библии, ведет свое происхождение от
этой древней семьи. После родословной потомков Ноя в Бытии идет рассказ о Вавилонском
столпотворении, начинающийся словами: «И была по всей земле речь одна и одни и те же
слова» (11:1). Затем повествуется о построении башни «главою до небес», символа
человеческой гордости и высокомерия: «И сказал Бог: «Ведь народ один и речь у всех
одна… А теперь не будет для них ничего невозможного – что бы они ни вздумали делать.
Сойдем же и смешаем там речь их, чтобы один не понимал речи другого» (11:6-7).
В «Повести временных лет», рассказывающей о становлении Руси как
государства, летописец так описывает процесс образования языков: «И было людей много, и
говорили они на одном языке, и сказали они друг другу: «Построим столп до неба». Начали
строить, и был старейшина их Неврод; и сказал Бог: «Вот умножились люди и замыслы их
суетные». И сошел Бог, разделил речь их на 70 и 2 языка. Только язык Адама не был отнят у
Евера; этот один из всех остался непричастен к их безумному делу… Вот почему не
переменился его язык; от него пошли евреи. Итак, разделились люди на 71 язык и разошлись
по всем странам, и каждый народ принял свой нрав».
Существует традиционное подразделение языков на следующие группы: многие
азиатские и африканские языки на семитические по имени Сима (древнееврейский,
древневавилонский, ассирийский, арамейский, различные арабские диалекты, амхарский
язык в Эфиопии и некоторые другие) и на хамитские по имени Хама (древнеегипетский,
коптский, берберский языки, а также многие другие африканские языки и диалекты). В
настоящее время преобладает тенденция объединять хамитские и семитические языки в одну
семито-хамитскую группу. Народы, происходящие от Иафета (третьего сына Ноя), говорят
на индоевропейских языках. К этой группе относится подавляющее большинство
европейских языков, а также многие из языков народов Азии: иранские, индийские,
тюркские.
Предание об одном первоначальном языке существовало в древней языческой
культуре. Во времена Сатурна (хтоническое божество подземного мира халдейского
происхождения, ассоциировавшееся с тьмой, тяжестью и меланхолией, требующее
человеческих жертвоприношений) и люди, и животные говорили одним языком; люди, не
сумевшие оценить своего счастья, просили Сатурна избавить их от смерти, дабы они не
оказались униженными перед змеем, который обновляется ежегодно. Разгневанный Сатурн
лишил их общего языка, и они разбежались. У вавилонских астрологов Сатурну
соответствовало черное солнце; в Харране ему поклонялись в черных одеждах, зажигая
специальные свечи из ладана и опиума, называя его «Господь Сатурн, холодный, сухой,
темный, вредоносный, искусный господин, знающий все уловки и виды обмана, мудрец,
несущий процветание или разрушение». В языческом Риме в конце каждого года
праздновались сатурналии, на которых приносились человеческие жертвы, позднее
преобразованные в имитацию убийства царя мистерии. Убийство царя Сатурна
символизировало сошествие божества в подземный мир в конце года для воскрешения в виде
возрожденного царя небес. Днем Сатурна была суббота, последний день недели,
соответствующая концу жизни и управляемая несущим серп смерти Сатурном.