266
помещение, снабженное необходимым инвентарем и инструментами: медные ванны, банки
для мазей, банки для лекарств, кровососные банки, бужи, подставки, скальпели, кисти,
ушные ложечки, ножницы, ушные зонды, зонды, зубные щетки, зубные щипцы, блюда,
губки, бинты, компрессы, ткань для повязок, держатели для ног, клистиры. Обучение
начинается с изучения тех правил, «которые относятся к врачебному искусству, с помощью
которых можно сделаться искусным в этом деле». Начинает человек учиться в кабинете
врача – это «первое дело учащихся». Свет не должен быть ярким как для больного, так и для
врача, поскольку от «такого блеска глаза получают вред». Нужно также избегать прямых
солнечных лучей, «ибо это очень поражает зрение». Стулья должны быть удобными и для
пациента, и для осматривающего и лечащего его врача. Вода должна быть «пригодная для
питья и чистая. Вещи для вытирания надо употреблять чистые и мягкие, для глаз –
полотенца, а для ран – губки, ибо это само по себе, кажется, хорошо помогает. Все
инструменты должны быть удобны для употребления по своей величине, весу и тонкости».
Особо автор трактата подчеркивает, чтобы «все, что применяется, приносило пользу, и в
особенности все, что прикасается к страдающей части тела, а именно: повязки, медикаменты,
а также приложенные к язвам полотенца и пластыри, так как они долгое время находятся на
больных местах».
- О повязках: «Медицинской называется такая перевязка, от которой получает
пользу тот, кто лечится. Но здесь наиболее помогают две вещи, которыми следует
пользоваться: сжимать, где следует, и нетесно обвязывать. И в этом случае должно смотреть
на времена года, когда должно плотно бинтовать, а когда – нет, да и от самого больного не
скрыто, чтό из двух когда должно применять. Повязки же изящные и сделанные напоказ, как
совершенно бесполезные, следует отвергать: непристойно это и отдает шарлатанством, да и
вред они большею частью приносят тому, кто лечится, между тем как больной требует не
украшения, а пользы».
- О быстром и медленном оперировании в случаях необходимого хирургического
вмешательства, чтобы минимально уменьшить страдания и боль оперируемого, используя
при этом разные ножи, поскольку «некоторые части тела имеют быстрый напор крови,
который удержать нелегко; таковы суть варикозно расширенные и некоторые другие вены; у
таких (ножей) сечения должны быть узкими, ибо тогда не может быть неумеренного
излияния крови; иногда же полезно бывает извлечь кровь из них. В тех же частях, для
которых нет никакой опасности и которые совсем не содержат тонкой крови, должно
употреблять более широкие ножи, ибо тогда кровь потечет; иначе же – ни в коем случае. А
стыдно через операцию не достигнуть того, чего желаешь!».
- Применение банок: по описанию эти банки были похожи на современные, но в
зависимости от лечебной цели имели узкие и широкие горлышки; величина же их была
«сообразна с частями тела, на которые она должна ставиться».
- Нарывы (опухоли) и язвы автор относит к серьезным болезням, поэтому «нужно
признать за наибольшее искусство умение разрешать опухоли и препятствовать их
сгущениям; затем стягивать их в видное место и как можно более узкое и самое возрастание
делать равномерным во всей опухоли, ибо если оно не будет равномерным, то есть
опасность, что оно прорвется и сделается трудно излечимая язва. Итак, должно достигать
равномерности, делая все одинаково зрелым, и как не вскрывать прежде времени, так и не
допускать, чтобы само собой прорвалось».
- Военная хирургия и ее задачи.
Трактат «О благоприличном поведении» относится к числу поучений, которыми
учитель снабжал своих учеников перед вступлением их на самостоятельное врачебное
поприще. Аналогичные поучения содержатся в трактатах «Наставления», отчасти в «О
враче», о них упоминается и в «Клятве». В первых шести главах излагаются основы
врачебной философии и этики, в остальных – практические правила поведения врача у
постели больного. Это дает возможность составить полное представление об идеале врача,