Стр. 258 - 2

Упрощенная HTML-версия

258
не встречалось у классиков и произведено позднее от
inanis
«пустой»,
inanitas
«пустота,
пустое пространство; полость». Что касается
ilia,
то оно еще во времена Гиппократа
обозначало брюшную полость, живот с внутренностями и не имело отношения к
подвздошной области). В середине живота различается пупок, под которым близко лежит
sumen
(«свиное вымя» – у Плиния Старшего и «женская грудь» – у Луцилия. В средние века
так назывался живот. У переводчиков Авиценны
sumen
выступало как «пупок». Везалий
использовал это слово вслед за Мондино и его школой в обозначении нижнего отдела
живота или подчревной области); самая нижняя область последнего, ближайшая к границе
туловища, обозначается как
aqualiculus
(римляне называли так корыто, а также желудок,
преимущественно свиной; Сенека и Персий Флакк применяли это слово для обозначения
живота. В средние века под
aqualiculus
понимали часть живота и полость таза. Фома
Бартолин, живший позднее Везалия, обозначал этим словом полость малого таза)
.
Пограничная же область, где находятся срамные или природные части, обозначается как
лобок, или гребень. С боков от него у изгиба бедер мы наблюдаем пах. Срамная часть
мужчины, видимая до рассечения, называется
penis
или
coles.
Его верхушка, более толстая,
чем остальная длина, образует головку, в середине которой находится общий поток мочи и
семени. Покров головки – это крайняя плоть, хотя некоторые называют так всю верхушку
полового члена. Мы обозначаем посредством
sutura
линию, выступающую, подобно шву, на
остальном кожном покрове до заднего прохода, и посредством
taurus
всю распростертую и
выбухающую от заднего прохода до полового члена часть. Промежностью именуется
область, находящаяся между оболочкой яичек (так как она состоит из кожи, то называется
мошонкой) и задним проходом. Женская срамная щель, которая является отверстием шейки
матки, названа пазухой; ее окружают выступающие с обеих сторон крылья, или холмы, и
кожистое мясо, показывающееся в самой верхней ее части. Отверстие прямой кишки,
обнаруживаемое в этой области, именуют по внешнему виду кольцом, по назначению
сжимателем. Задняя часть туловища называется обычно тылом, или спиной (
dorsum aut
tergum
), бока которой в верхне-заднем отделе грудной клетки образованы лопатками.
Средняя область между ними и область спины, простирающаяся отсюда до самых нижних
ребер, или часть спины, наиболее выступающая при сгибании, относится к грудной клетке и
лежит позади диафрагмы. Область же от этого места до ягодиц заключает поясницу.
Ягодицы – это области мясистые и шаровидные, охватывающие тыл подвздошных костей, в
середине которых предстают задние отростки крестца и копчика, лишенные мяса вплоть до
заднего прохода. Где замечается сустав бедра и выступает большой вращатель, там
находится тазовая кость, или таз; это название (
coxa
) некоторые приписывают бедру,
простирающемуся от паха до колена. Его задняя область и изгиб обозначены как
подколенник. За коленом до ближайшего сустава и начала стопы следует голень, которую
называют
crus
,
хотя многие это обозначение желают сделать общим для голени и бедра
вместе. Передняя область голени при прикосновении представляется костной, задняя же, где
находится брюшко или икра, – мясистой. Противолежащие бугры в нижней части голени с
обеих сторон ощущаются как костные и называются лодыжками. Таранная кость им ни в
коем случае не принимается и не поглощается. Задняя часть стопы, выступающая назад на
голень, носит название пятки. Прочие же поверхностные области стопы всецело принимают
наименования костей, преимущественно же предплюсны, плюсны или груди, за которой
следуют еще пальцы, снабженные ногтями. Однако, когда речь идет о неразобранной стопе,
нижняя область, которой мы ступаем, большинством обозначается как подошва, или ступня,
внутренняя сторона ее – вогнутость, верхняя же – предплюсна».
Имя Везалия стало известно на Руси благодаря деятельности братства ученых
монахов, основанного боярином Ртищевым и возглавленного Епифанием Славинецким. Это
братство возникло при патриархе Никоне для исправления богослужебных книг.
Славинецкий работал над экземпляром «Эпитоме», изданным под редакцией Николая
Фонтана, амстердамского ученого и врача первой половины XVII века.