243
составляющих вместе с текстом его труд «
Tabulae sex
», рядом с именем Везалия другого
исполнителя не значится. Изображения венозной и артериальной систем даны еще по
представлениям Галена. Через 3–4 года Везалию удалось выяснить, что главным объектом
изучения анатомии у Галена была обезьяна и это обстоятельство явилось источником его
ошибок.
В середине XVI века важнейшим авторитетом в области анатомии был Гален. Его
неопровержимость была незыблема, вероятно, поэтому французский анатом Ги де Шолиак
написал в 1363 году о том, что в анатомии «все следуют друг за другом,
как журавли, один
не говоря больше другого». Труды Галена Везалий хорошо знал, относился к нему с
большим уважением, переводил и готовил к изданию его книги. Однако, анатомируя
человеческие трупы, убедился в том, что взгляды Галена во многом ошибочны, так как
основаны на изучении анатомии обезьян и других животных. Он «посмел» исправить более
двухсот ошибок Галена, при этом тщательно сохраняя его авторитет; описал скелет человека,
его мышц и многие другие органы; установил отсутствие в сердечной перегородке
отверстия, через которое, согласно учению Галена, кровь должна была проникать из правого
желудочка
в левый; описал клапаны сердца и таким образом создал предпосылки для
обосновавания кругового движения крови и открытия системы кровообращения В. Гарвеем
(1578–1657). Свои наблюдения Везалий изложил в других анатомических таблицах, которые
были уже иллюстрированы рисунками Йогана Стефана ван Калькара – ученика Тициана.
Здесь следует упомянуть об анатомических рисунках другого итальянского
ученого, больше известного как художника, проявившего большой интерес к анатомическим
исследованиям, – Леонардо да Винчи (1452–1519). Живопись побудила его уже в юношеские
годы ученичества углубленно изучать анатомию. Он посещал мастерскую, где
производились вскрытия трупов с целью изучения строения мускулов и суставов. В 1487–
1495 годах Леонардо серьезно занимался анатомическими исследованиями в Милане и
продолжил их во Флоренции, уделяя при этом особое внимание функциям внутренних
органов, скелета и мышц. Он работал с врачом из Павии Марком Антонио, поскольку
изучение анатомии требовало сотрудничества врачей с художниками. По свидетельству
самого Леонардо, он заполнил анатомическими рисунками 120 альбомов. До нашего времени
дошло несколько сотен этих изображений, главным образом костей и мышечной системы.
Они отражают интерес Леонардо к механике изображения тела, сгибанию и выпрямлению
конечностей, особенностям походки и осанки человека. Ученый рассматривал функции
организма с точки зрения механики, строил модели для опытов. Так, например, он описывает
стеклянную модель, позволяющую наблюдать движение крови в сердце. Леонардо да Винчи
не свел свои медицинские работы и анатомические атласы в единое законченное сочинение.
В его трудах было много заимствований у античных авторов и арабских врачей. Изучение
его рукописей, большей частью зашифрованных (прочесть их можно было только в
зеркальном отражении), началось лишь в конце XVIII века.
Превращение анатомии в научную систему связывалось с именем Андрея Везалия,
главный труд которого – «О строении человеческого тела в семи книгах». В нем автор
обобщил достижения по анатомии предыдущих столетий (неоднократно ссылаясь на работы
анатомов Александрийской школы Герофила и Эразистрата, цитирует Аристотеля, Розеса,
Авиценну и др., чаще всего ссылается на Галена) и изложил собственные данные,
полученные в результате многочисленных вскрытий. Свою работу Везалий посвятил Карлу
V, а вышедший в Базеле в том же году (1543) краткий учебник по анатомии «Эпитоме» (с
лат.
еpitome
«извлечение»), снабженный анатомическими таблицами, – его сыну, принцу
Филиппу. Труды Везалия вышли в Базеле (Франция): здесь находилось издательство И.
Опорина (1507–1568). И. Опорин, друг Мартина Лютера, был профессором в Базельском
университете и преподавал греческий и латинский языки, учился медицине у Парацельса
(см. Приложение), а затем открыл собственное издательство. Его издания славились тем, что
не имели опечаток и были всегда превосходно оформлены.