Стр. 233 - 2

Упрощенная HTML-версия

233
вздором, бессмыслицей, бредом кажется ученикам весть женщин о Воскресении Иисуса, как
будто в горе забывшим о том, что сказал Он: «На третий день воскресну». Услышав, «тотчас
вышел Петр и другой ученик; и пошли к гробу. Оба побежали вместе; но другой ученик
бежал скорее Петра и пришел к гробу первым. И, наклонившись, увидел лежащие пелены, но
не вошел в гроб. Вслед за ним приходит Симон Петр и входит в гроб и видит одни пелены
лежащие и плат, который был на голове Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый, на
другом месте. Тогда вошел и другой ученик… и увидел, и уверовал (Евангелие от Иоанна 20:
3-10). О первоначальном неверии учеников сообщается во всех Евангельских
свидетельствах. Например, Марк пишет: «…улышав, что Он жив и она видела Его, – не
поверили. После того явился… двум (ученикам) на дороге… и те возвестили прочим: но и
им не поверили. Наконец, явился самим одиннадцати… и упрекал их за неверие и
жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили (16:11-14). Матфей: «и увидев
Его, поклонились Ему, а иные усомнились» (28:17). Фома – один из Двенадцати, который не
поверил другим ученикам, видевшим воскресшего Иисуса, заявлял: «если не увижу на руках
Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра
Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел
Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал им: мир вам! Потом говорит
Фоме: подай перст свой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои;
и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!
Иисус говорит ему: ты поверл, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и
уверовавшие» (Евангелие от Иоанна 20:25-29).
«Умер – погребен – воскрес: в этом трехчленном символе веры исторически
главный… для нас средний член: «погребен»; связующий два крайних: «умер – воскрес», –
пишет Д. Мережковский. «Главная исходная точка всех бывших и будущих споров о
действительных «явлениях» Воскресшего или только «призрачных видениях»,
phantasma
,
«галлюцинациях», – главная исходная точка всех этих споров все еще и для нас, как две
тысячи лет назад – пустой гроб. Тайна его и доныне остается неразгаданной. Здесь – как бы
«ужас пустоты»,
vacuum
, вместо нашего исторического опыта. Что произошло с
исчезнувшим Телом, – «маленький случай», или «маленькое плутовство», как думает Ренан;
или огромный «всемирно-исторический фокус-мошенничество», как заключает Штраус,
через семнадцать веков повторяя Цельса…. Или, наконец, все объясняется… необыкновенно
живыми «галлюцинациями»? – «О, божественная сила любви!... Миру даст воскресшего Бога
страсть галлюцинирующей женщины», все еще поет, чаруя любителей удичной музыки,
самая фальшивая из всех щарманок XIX века – «Прекрасная Елена христианства», как Пруст
назовет Ренанову «Жизнь Иисуса». Но все, у кого есть хоть капля исторического слуха и
зрения, чувствуют какое-то слишком твердое тело исторической действительности в
Евангельских свидетельствах о Воскресении, чтобы отвергнуть их просто, как «миф».
«Малый разум» XVIII века вынужден был предположить мнимую смерть («глубочайший
обморок!») Иисуса на кресте; до того невероятно, чтобы в явлениях Воскресшего все было
только «обман» или «самообман», «галлюцинция»; а немногим больший разуи двух
последних веков, чтобы разорвать слишком опасную связь пустого гроба с явлениями или
«видениями» Воскресшего, вынужден предположить, что тело Христа – и все христианство
вместе с Ним – выброшено в «общую яму», «свалку нечистоты». Что же произошло с телом
Иисуса? Если оно оставалось в гробу, то как могла родиться вера учеников и как они могли
ее возвещать тут же, в Иерусалиме, где так легко было доказать всем, что тело мнимо
воскресшего все еще лежит и тлеет в гробу? Трудность эту обходят, предполагая, что весть о
Воскресении ученики сначала таили от иудеев…. Но предположение это ничем не
подтверждается ни в Евангельских свидетельствах, ни в Деяних Апостолов, где Петр
возвещает с кровель:… всем да будет известно… что Иисуса Христа, Которого вы распяли…
Бог воскресил из мертвых (4:10). Разве это «шепот на ухо»? И весь Иерусалим слушает;
слушают убийцы Христа, и в голову никому не приходит обличить Петра во лжи. Да и как